Эйфель. 190 лет.
Об известном своими проектами для Российской империи французском инженере-строителе читайте в нашей статье
Александр Гюстав Эйфель (при рождении Бёникхаузен) родился 15 декабря 1832 года под Дижоном, Франция. Семья имела германские корни и приняла фамилию Eiffel как память о родных горах Eifel (нем. Айфель). Учился в Королевском лицее в Дижоне, успешно сдал экзамены на звание бакалавра по естественным и гуманитарным наукам.
Важную роль в образовании Гюстава сыграл его дядя, владелец химического завода, создатель метода перегонки уксуса, и один из дядиных друзей, химик, обучавший его разным наукам - от химии и горного дела до богословия и философии.
Затем Гюстав переехал в Париж, где окончил Колледж Сен-Барб, а в 1855 году получил диплом инженера в Центральной школе искусств и мануфактур в Париже.
Во второй половине XIX века в Европе начался бум промышленного развития, и новые технологии - использование металла, стандартизация форм и элементов стали приобретать эстетическое значение (например, знаменитый Хрустальный дворец в Лондоне, 1851).
В 1870-е – 80-е Эйфель «попал в струю» и строил оригинальные стальные конструкции мостов и вокзалов во Франции и Европе.
В 1886 году стал одним из основных архитекторов Статуи Свободы в Нью Йорке (была сооружена как подарок Франции) и внёс ряд конструктивных предложений.
Самое известное строение Эйфеля, ставшее одним из символов Парижа – конечно, Эйфелева башня. Строительство началось в 1887 году и продолжалось более 2-х лет, высота составила 300 метров (с антенной – 324 метра) и была почти в 2 раза выше самых высоких сооружений мира того времени (Кёльнского собора, пирамиды Хеопса и т.д.)
Конструкция снабжена лестницами и лифтами, залами ресторанов; на третьей платформе размещались астрономическая и метеорологическая обсерватории и физический кабинет, где работал Эйфель. При сильном ветре (примерно 180 км/ч), верхушка башни отклонилась только на 12 см.
Башня изначально задумывалась как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. Многие были против столь дерзкого по тем временам проекта и требовали прекращения строительства, считая, такой монстр будет нарушать историческую застройку города. 300 писателей и художников (например, Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан, композитор Шарль Гуно) написали протест против
«бесполезной и чудовищной, смехотворной башни, доминирующей над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба... На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающуюся над городом, как чернильная клякса».
Согласно городской легенде Мопассан постоянно обедал в ресторане в башне. На вопрос, зачем он это делает, если он против этого сооружения, тот отвечал:
«Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно».
Также Эйфель написал труды по аэродинамике, разработал теорию летательных аппаратов.
Связан был Эйфель своим творчеством и с Российской империей.
В конце XIX века в Петербурге возникла потребность создать вместо плашкоутного моста, соединяющего Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова - постоянный. Для столь важного дела был объявлен международный конкурс на проект нового Троицкого моста. Первая премия досталась фирме Эйфеля за проект моста под девизом «Минор»! Однако, в силу разных причин, Думой был объявлен второй конкурс, который выиграла другая французская фирма «Батиньоль».
Также в Унгене в Молдове в 1877 году по его проекту был выстроен Эйфелев мост, и железнодорожный мост на пути Боржоми-Бакуриани в Грузии, по заказу Николая II (1902).
Умер в собственном особняке 28 декабря 1923 года в Париже.
