240 лет назад родился Никколо Паганини. О запредельном скрипаче-виртуозе и композиторе читайте в нашей статье.
Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе. В пять лет Никколо проявлял музыкальные способности и отец начал учить его музыке, сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. При этом отец строго наказывал его, если сын не проявлял усердия, что сказалось позже на его и без того слабом здоровье. Однако юный скрипач сам всё более увлекался своей игрой и старался поразить слушателей, уже в юном возрасте написал несколько труднейших произведений. Вскоре отец отдал сына на обучение скрипачу.
С 11 лет вундеркинд Никколо поражал публику, играя на богослужениях, концертировал по всей Италии. С 16 лет гастролировал и в других европейских странах, завоевав мировую славу.
С 1801 году вышел из-под опеки отца, переехал в Лукку, где он выступал в луккском соборе. В местной газете его назвали «генуэзским якобинцем» и отметили, что «в соборе не место имитации птичьего пения, звука флейты, рожка, трубы» и что «все смеялись, восхищаясь мастерством и свободным владением инструментом». Вскоре Паганини получил статус первой скрипки Луккской республики.
Первое время свободы он был охвачен не только своей почти демонической страстью к скрипке, он был во власти женщин и карточной игры. Часто он проигрывал всё, но позже победил свою пагубную привычку.
Три года уединения в Тоскане с одной знатной дамой, где он занимался сельским хозяйством и пристрастился к игре на гитаре, дали миру множество каприсов и сонат для гитары и скрипки.
Был обласкан сестрой Наполеона Бонапарта княгиней Элизой Бонапарт, с которой у него завязался роман, получил титул «придворного виртуоза» и одновременно был назначен капитаном личной гвардии княгини, дирижировал спектаклями, устраивал концерты и давал уроки игры на скрипке князю.
Постепенно у Паганини сформировалась виртуозная исполнительская манера, с которой он исполнял свои пассажи, его отличал экстравагантный вид и поведение на сцене, что усугублялось им самим распространяемыми фантастическими слухами.
Во время концерта он с помощью смычка и скрипки мог "жужжать", "мычать", "разговаривать", что приводило слушателей в экстаз. Однажды на одном из концертов он вышел на сцену заметно прихрамывая, и смешки, после того, как с пюпитра упали свечи, переросли в хохот. Музыкант невозмутимо заиграл, но вдруг вдобавок ко всему на скрипке лопнула струна, но он продолжал играть и сорвал бурные аплодисменты. Да, Паганини мог играть и на двух, и даже на одной струне! Для Элизы Бонапарт написал и исполнял пьесу «Любовная сцена» для двух струн, а позже, ко дню рождения императора — сонату для одной струны соль «Наполеон».
Также был при туринском дворе Полины Бонапарт, подружился с музыкальным распорядителем княгини Боргезе Феличе Бланджини, который вспоминал о Паганини:
«Никто не в силах выразить словами очарование, которое вызывает его благородное исполнение. Никто никогда не смел даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное. Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься, невольно думаешь о чём-то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок».
Паганини стал признанным новатором в музыкальном романтизме, произвёл переворот в исполнительском скрипичном искусстве, значительно обогатив возможности инструмента, широко использовал различные колористические и технические эффекты, пиццикато, флажолеты. Его некоторые произведения долгое время после смерти считались неисполнимыми. Исполнительское и композиторское наследие оказало значительное влияние на развитие инструментальной музыки.
В 34 года Никколо увлёкся певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления, в 1825 году у них родился сын Ахилл. Частые гастроли и выступления подорвали здоровье музыканта, он умер 27 мая 1840 года в Ницце.
