270 лет назад родился князь Александр Куракин.
Знаменитый «Бриллиантовый князь», дипломат, член Госсовета, сенатор, канцлер, действительный тайный советник 1-го класса, владелец Куракиной дачи – в нашей статье
Александр Борисович Куракин родился 29 (18) января 1752 года в семье князя Бориса Александровича Куракина и Елены Степановны, дочери фельдмаршала С. Ф. Апраксина. Воспитывался в Петербурге братом своей бабушки — Никитой Ивановичем Паниным - известным государственным деятелем, который воспитывал и великого князя Павла Петровича. Павел и Александр много общались и играли вместе, постепенно они стали близкими друзьями.
Однажды князь даже заложил своё имение, чтобы дать необходимую сумму цесаревичу, нуждавшемуся в то время в деньгах.
Учился в Германии, служил при русском посольстве в Копенгагене, образование довершил в Нидерландах, в Лейденском университете – его товарищами были тогда Н. П. Шереметев, Н. П. Румянцев, Н. Б. Юсупов, С. С. Апраксин. Посетил также Англию и Францию, издав потом свои впечатления от поездки.
С 1772 г. камер-юнкер, с 1775 года в Сенате, с 1778 г. действительный камергером, петербургский предводитель дворянства.
В Невском районе Петербурга сохранился парк с прудом - Куракина дача – здесь, с конца 1770-х находилось имение Александра и его брата Алексея Куракиных, тогда здесь стоял господский деревянный особняк (не сохранился).
В 1810-х гг. Куракин приобрёл дом на Невском проспекте, 15, по его заказу архитектором Стасовым был пристроен корпус по Большой Морской улице в формах классицизма.
Состоял в переписке с невестой великого князя Павла Петровича – Софией Вюртембергской (будущей императрицей Марией Фёдоровной), сопровождал Павла в его знаменитом путешествии по Европе в 1881-82 годах.
Современник отмечал дружбу Павла Петровича и Куракина:
«Кн. Куракин, сопутствующий Их Высочествам по чувству личной преданности, состоит при них уже в течение многих лет. Будучи племянником графа Панина, он уже этим имеет право на признательность великого князя и пользуется доверием и отменным вниманием Их Высочеств. Это человек любезный и с обращением высшего общества.»
Во время поездки в Стокгольм был посвящён в высшие степени масонства с наказом принять на себя гроссмейстерство русской провинциальной ложи, подчинив её главному шведскому капитулу.
Екатерины II не одобряла отношений Куракина с Павлом, так как ей стало известно, что во время приезда в Петербург шведского короля Густава III (масона), тот посетил собрание ложи в доме Куракина, где посвятил в масонство и Павла Петровича. Императрица подозревала в призыве масонов к её свержению, поэтому Куракин был выслан из Петербурга в свою деревню под Саратовом.
Куракин был возвращён ко двору после воцарения Павла I, где продолжилась его блистательная карьера - член Совета при Высочайшем дворе, член Коллегии иностранных дел, вице-канцлер, сенатор. Вероятно, участвовал в уничтожении завещания императрицы, лишавшего Павла престола.
Полномочный представитель Е. И. В. при подписании в 1797 году Конвенции с Мальтийским орденом об учреждении Великого приорства Российского. Для рыцарей ордена в Гатчине был построен Приоратский дворец, в их распоряжение был передан Воронцовский дворец на Садовой улице, при дворце была устроена Мальтийская капелла. Император издал указ о принятии острова Мальта под защиту России, а впоследствии планировалось, что Мальта станет «Губернией Российской империи».
В царствование Александра I Куракин - канцлер российских орденов, посол в Вене, участвовал в подписании Тильзитского мира (1807), посол в Париже (1808–12), одновременно с 1810 чл. Госсовета.
Проявил большое мужество во время пожара на балу у австрийского посла (1810).
Всегда вёл образ жизни вельможи XVIII века, особенно любил роскошно одеваться и носить бриллианты, за что получил прозвища Павлин и Бриллиантовый князь.
Имея любовные связи, так никогда и не женился, хотя имел множество внебрачных детей, от него произошли два баронских рода – Сердобины и Вревские.
Кавалер многих орденов.
Умер 24 июня (6 июля) 1818 года. Похоронен в павловской церкви Марии Магдалины, на памятнике у входа в храм Мария Фёдоровна указала повесить надпись: «Другу супруга моего».
