День памяти преподобного Алексия, человека Божия
Не знаю, как гибнут
цивилизации,
но Империя пала
от стилизации.
Точней говоря,
она и не пала,
а просто какой-то
другою стала.
А церкви Алексия,
если не знать,
в здании завода
больше не узнать,
как не узнать было и Алексия,
такая, вот, история здесь, в России.
Григорий Беневич
Алексий родился во второй половине IV века в знатной римской семье. Его отец Евфимиан был сенатором, родители были христианами, помогали нуждающимся. Своей невесте он оставил обручальное кольцо и пряжку, сказав на прощанье: «Сохрани это, и да будет между тобою и мною Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью», с этими словами он покинул дом родной и отплыл на корабле на Восток.
Там Алексий добрался до Эдессы (сейчас Шанлыурфа в Турции), где он раздал остатки имущества и стал аскетом - питался хлебом и водой и проводил время в молитве. Молва о его святости широко распространилась, а от иконы Богоматери (которая в Италии позднее получила название в честь святого - Мадонна ди Сант-Алессио) раздался глас, назвавший Алексия человеком Божиим.
От такой популярности Алексий бежал из Эдессы на корабле, но корабль попал в бурю и был прибит к итальянским берегам. Так он вернулся в Рим и пришёл в отчий дом. Его родители не узнали сына, но позволили ему остаться в их доме. Алексий жил в каморке под лестницей, к нему был приставлен слуга, который кормил странника. Но другие слуги из зависти исподтишка издевались над Алексием, но он всё смиренно переносил и продолжал молиться.
Во время службы в базилике Святого Петра (которая находилась на месте современного собора святого Петра) в Риме глас Божий указывал: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его», «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите». Император Гонорий и папа Иннокентий I спрашивали Евфимиана, но тот ничего не знал о живущем в его доме праведнике. Когда Евфимиан узнал правду, он, вернувшись домой, не застал Алексия в живых. Лицо преставившегося сияло, а в руке у него был свиток, в котором было сказано, кто это был на самом деле.
Тело Алексия было выставлено для прощания на площади, свершались исцеления. Папа и император лично несли тело святого и похоронили его в церкви святого Вонифатия на Авентинском холме.
В последующие века имя святого распространилось по всей Византийской империи.
С 986 года церковь, где был похоронен святой, стала называться в честь Вонифатия и Алексия. Мощи святого Алексия были разделены, часть находится в Греции, часть в России и Украине.
Житие святого Алексия стало широко известным в Западной Европе – в поэме Тибо Шампанского, в легенде «Legenda aurea» («Золотой легенде») и «Vita dei Patri», была написана опера на музыку Стефано Ланди и либретто Джулио Роспильози (будущего Климента IX). В 1710 году Камилла де Росси написала на эту тему ораторию. Также житие было очень популярным сюжетом в церковном искусстве в Италии.
Из Византии почитание Алексия перешло в Россию, где житие этого святого было одним из самых читаемых. Алексию Н. А. Римский-Корсаков посвятил кантату «Песнь об Алексее, Божьем человеке» ("Стих об Алексее, Божьем человеке", 1878). В «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790 год) Александра Радищева история Алексия также упоминается.
Почитается Православной (день памяти — 17 (30) марта ) и Католической Церквями.
В честь Алексия были названы многие населённые пункты и храмы в России и городах Европы.
В Петербурге в его память назван храм в Красном Селе; Единоверческая церковь святого Алексия человека Божия при Анастасьевской богадельне Тарасовых на Партизанской ул., 13А (не сохранилась); Церковь преподобного Алексия, Человека Божия, Чкаловский пр., 50 (архитектор Г. Д. Гримм, в советское время был перестроен в Цех Завода "Измеритель", затем здание снова было реконструировано, ныне в бывших стенах храма располагаются разные организации).