Сто лет назад родился Астор Пьяццолла, великий аргентинский композитор, исполнявший свои романтичные, задушевные и пронзительные сочинения на бандонеоне
Астор Пьяццолла (Piazzolla) родился 11 марта 1921 года в городе Мар-дель-Плата (Аргентина), в семье итальянских эмигрантов. Детство провёл с родителями в Нью-Йорке, где он полюбил джаз. В 1930 году начал учиться игре на одном из видов ручных гармоник - бандонеоне. В 1933 году начал брать уроки у пианиста Белы Вильды, ученика Сергея Рахманинова. Именно благодаря Вильде Пьяццолла увлёкся творчеством Баха и стал исполнять его произведения на бандонеоне.
Также брал уроки композиции в Буэнос-Айресе у А. Хинастеры (1940-е гг.), в Париже у Н. Буланже (1954–55). В 1955–74 выступал во главе организованных им инструментальных ансамблей (квинтет «Новое танго», «Октет Буэнос-Айреса» и др.), в которых играл на бандонеоне.
Аргентина – родина танго, звуками которого была пропитана сущность музыканта. В начале 1960-х годов Пьяццолла приходит к убеждению, что танго – это в первую очередь музыка, предназначенная для прослушивания, а не для танцев. В течение 1960-х годов он даёт концерты, записывает пластинки и совершает несколько турне по Аргентине, Бразилии и США.
Как некогда Чайковский стал реформатором балетной музыки, выведя её из подчиненного положения в танце, и придав ей одухотворяющее начало, наполняющее музыкальное произведение глубочайшими психологическими оттенками и переживаниями, так и Пьяццолла стал реформатором танго. В его композициях (всего около двух тысяч) он обогатил этот жанр элементами джаза и авангардными приёмами.
Его наиболее известное сочинение – «Либертанго» [1974; от испанского «libertad» (свобода) и «танго»]. Доступность музыкального языка в сочетании с виртуозной и эффектной концертной подачей танго Пьяццоллы стало популярным во всём мире.
Среди его сочинений в больших жанрах можно выделить оперу «Мария из Буэнос-Айреса» ( «танго-оперита»; Буэнос-Айрес, 1968), симфония «Буэнос-Айрес» (1953), Симфониетта (1954), Концерт для бандонеона, гитары и струнного оркестра (1979).
Также писал музыку ко многим кинофильмам - «Сиятельные трупы» (1976), «Генрих IV» (1984) и др.
Скончался 4 августа 1990 года в Буэнос-Айресе.