250 лет воротам Зимнего дворца
Как известно, Елизавета Петровна, заказчица нового Зимнего дворца, закончить строительство и пожить в нём так и не успела. Император Пётр III продолжил строительство, но и при нём оно не было закончено. Заканчивалась постройка Зимнего дворца уже при Екатерине II, которая отстранила от работ Ф.Б. Растрелли – он был архитектором чуждой ей эпохи барокко, достраивался дворец уже по новым, видоизменённым проектам Ю. М. Фельтена, Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ринальди под руководством И. И. Бецкого.
Екатерина II внесла много поправок к замыслу Растрелли, в частности, были построены эркеры, которых не было в изначальном проекте. Императрица, не понаслышке ведавшая, что такое дворцовый переворот, также повелела, чтобы «ко всем ходам, имеющимся в Зимнем Дворце во внутрь оного» и, в частности, центральный въезд в Большой двор со стороны Адмиралтейского луга (Дворцовой площади) в 1771 году был закрыт воротами. Ворота были изготовлены из сосны за 10 дней по скромному проекту Фельтена, занимали три арки и были покрашены в белый цвет.
Позднее ворота Большого двора заменяли, но они оставались деревянными. Понятно, что со становлением грандиозной империи такой вид главного въезда в царскую резиденцию не мог сохраняться, и тем более после активизации террористов возникла идея установить более надёжные металлические ворота. После смертельного покушения на Александра II в 1881 году императорская фамилия не могла чувствовать себя здесь в безопасности и чаще проживала вне пределов столицы. Зимнему дворцу отводилась роль места для официальных приёмов.
Автором нового проекта ворот в середине 1880-х гг. стал Н.А. Горностаев, который предложил вариант ажурных чугунных ворот в духе Растрелли, увенчанных двуглавым орлом. Позже свой проект предложил Р.Ф. Мельцер, который, вероятно, использовал идеи Горностаева и выполнил модель ворот в натуральную величину. Он доставил её прямо к новому императору Александру III, который и утвердил вариант Мельцера. В результате в 1886 г. на чугунолитейном заводе Сан-Галли по проекту Мельцера были созданы парадные двустворчатые ворота из кованого железа с накладным декором из черного и цветного металла.
На ажурных воротах были помещены позолоченные вензеля императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Верхняя часть была украшена императорской короной, поддерживаемой двуглавым орлом с державным яблоком в лапах. В феврале 1917 года Временное правительство распорядилось задрапировать императорскую символику, затем она была вообще демонтирована.
Интересно, что во время съемок «Октября» Эйзенштейна, в знаменитом эпизоде, где солдаты штурмуют эти ворота – орлы были уже не настоящие, а муляжи.
В советскую эпоху Большие ворота были закрыты, распахнулись они только после реставрации 2003 года, когда они были воссозданы во всём блеске.
