В Петербурге открыто одно из самых больших метродепо в Европе - депо "Южное"
Изначально историческая техника находилась в разных депо, и к 65-летнему юбилею метрополитена все экземпляры были собраны в единой постоянной экспозиции в «Южном». Электродепо «Южное», расположенное за станцией метро «Шушары» - это не просто современный комплекс, обеспечивающий профилактику, ремонт, экипировку и хранение подвижного состава метрополитена. Это глубокое погружение в историю мирового и Петербургского метрополитена и знакомство с новейшими строительными технологиями. На уникальной экспозиции ретротехники можно увидеть вагон типа «Г», такие вагоны которые открывали движение на первой очереди метрополитена в 1955 году; грузовой вагон, вагон-путеизмеритель, вагон–лабораторию и многое другое.
Одной из самых интересных достопримечательностей станет знаменитый жёлтый немецкий вагон типа «В», который эксплуатировался в Берлине с 1927 по 1945 годы и который работал в СССР в послевоенные годы. Согласно договорённостям Советский Союз, как страна – победитель, получал право на репарации в виде поставок промышленной продукции, части оборудования предприятий и т.д. Но при этом нельзя было подрывать мирную экономику послевоенной Германии, поэтому забрали не все вагоны. После переоборудования часть немецких вагонов эксплуатировались в Московском метро, другие были переданы в Ленинград, Киев и Тбилиси. Из трофейных вагонов в Ленинграде сейчас сохранился только один, остальные были утилизированы. Эти вагоны по своим техническим характеристикам значительно повлияли на последующее метровагоностроение в Советском Союзе. А салон оставит впечатление, словно вы побывали в великолепном историческом вагоне класса люкс.
В Центре исторического подвижного состава (ЦИПС) настоящий машинист метрополитена расскажет, как устроен метрополитен внутри, как и где ремонтируют вагоны, какими они были во время открытия первой линии. Здесь можно посетить вагоны нескольких типов, которые эксплуатировались в разное время в подземке Северной столицы, изучить спецтехнику и спецоборудование.
Перед началом экскурсии сотрудник метрополитена проведёт инструктаж по правилам нахождения на территории режимного объекта и правилам по технике безопасности, посетители поставят свои подписи об ознакомлении.