240 лет назад родился Джордж Доу, английский художник, написавший ряд знаменитых портретов в Военной галерее в Зимнем дворце. Многие посетители Эрмитажа проходят эту галерею, с нетерпением предвкушая более известные шедевры голландцев, итальянцев, французов… И, действительно, перенасыщенность стен портретами может утомить своей пестротой и однообразием. Но это на первый взгляд. За каждой картиной кроется искусная работа большого художника.
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года…
А. Пушкин
Джордж Доу (George Dawe) родился 8 февраля 1781 года в Лондоне, в семье художника-гравера и карикатуриста. После обучения в лондонской Академии художеств создавал гравюры, писал исторические, мифологические и жанровые картины в духе сентиментального романтизма. В 1809 году стал членом Академии художеств, а в 1814 году — академиком.
Пользовался покровительством герцога Кентского, с которым в 1819 году отправился в путешествие по Европе, где был представлен российскому императору Александру I. Император заказал художнику портреты русских героев, участвовавших в войне 1812 года. Доу был приглашён в Петербург, где он со своими русскими учениками В.А. Голике и А.В. Поляковым создал свыше 300 портретов для коллекции Военной галереи Зимнего дворца.
В 1820 году в Императорской Академии художеств была устроена выставка работ Доу, которая принесла ему популярность и после которой он был избран почетным членом Академии. Присутствовал на коронации Николая I, с 1828 года Первый художник Императорского двора.
Постепенно Доу стал модным столичным портретистом, свои портреты у него наперебой заказывали члены царской фамилии, придворные и министры, богатые дворяне и офицеры.
Несмотря на свою популярность, художник был малообщителен, редко посещал светские мероприятия, большую часть времени проводя у мольберта.
Был также членом лондонской, венской, флорентийской, парижской, мюнхенской, дрезденской и стокгольмской Академии.
Умер в Англии в октябре 1829 года, был похоронен в соборе святого Павла в Лондоне. На похоронах присутствовало множество художников и представителей российского посольства.
Помимо замечательных портретов в Зимнем дворце («Портрет императора Александра I», «Императрица Александра Федоровна на фоне Сан-Суси», «Портрет Николая Григорьевича Репнина-Волконского», Дениса Давыдова, адмирала А.С. Шишкова, фельдмаршала Кутузова и генерала Барклая-де-Толли и т.д.) написал немало других выразительных образов - П.А. Межакова с супругой, М.Я. Нарышкиной с детьми и другие.