RSS
30 августа 2017
Возможно, некоторые наши читатели подумают, что мы излишне симпатизируем этому стилю, но факты, факты. Эклектика действительно оказалась самым долгим по продолжительности стилем (это нашей Эклектике четверть века, а архитектурному направлению уже 180 лет!). Также она оказалась не только самой разнообразной в своих воплощениях, но и самой плодовитой.
По некоторым оценкам, в Петербурге в стиле барокко было построено около 100 домов. В стиле классицизма около 1000. В стиле эклектика свыше 2000! (от 2200 до 3000 домов). В стиле модерн от 1600 до 2000.
Итак, ЭКЛЕКТИКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ, И БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ!
По некоторым оценкам, в Петербурге в стиле барокко было построено около 100 домов. В стиле классицизма около 1000. В стиле эклектика свыше 2000! (от 2200 до 3000 домов). В стиле модерн от 1600 до 2000.
Итак, ЭКЛЕКТИКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ, И БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ!
Псевдорусский стиль или русский стиль (включает русско-византийский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.
Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре и следования имперской официальной концепции народности Николая I и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.
Основоположником этого направления в архитектуре считается К. А. Тон. В Санкт-Петербурге им построены пятикупольный собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка (1837—1842, Загородный просп., 45, не сохр.) и Церковь во имя священномученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка (1849—1855, наб. Обводного канала, 99, не сохр.).
Не сохранились также церковь Спаса Нерукотворного Образа на Волковском православном кладбище (1837—1842, архитектор Ф. И. Руска, Расстанный пр., 1), храм Христа Спасителя (Спас-на-Водах, 1910—1911, архитектор М. М. Перетяткович, наб. Ново-Адмиралтейского канала, 1) и др.
Мы можем наблюдать примеры этого стиля в Воскресенском Соборе Воскресенского Новодевичьего женского монастыря, (1849—1861, архитектор Н. Е. Ефимов, Московский просп., 100), монументальном храме Воскресения Христова (1904—1908, архитектор Г. Д. Гримм при участии Г. Г. фон Голи и А. Л. Гуна, наб. Обводного канала, 116).
Жемчужиной стиля является храм Воскресения Христова (Спаса-на крови), воздвигнутый в память погибшего императора Александра II в 1883—1907 годах архитектором А. А. Парландом (наб. канала Грибоедова, 2). В облицовке стен храма использован гранит, эстляндский мрамор, глазурованный кирпич, во внутренней отделке — итальянский мрамор, российская яшма, порфир, мрамор, позолоченная медь. По эскизам художников В.М Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина, Н. Н. Харламова выполнены мозаичные иконы.
В неорусском стиле были возведены и некоторые жилые дома. Так, архитекторами И. С. Богомоловым и Н. Ф. Беккером почти напротив друг друга построены доходные дома Н. Н. Зайцевой (1875, Фурштатская ул., 20) и З. М. и А. А. Зайцевых (1881, Фурштатская, 11). Оштукатуренные фасады декорированы бордюрами, «звериными» и растительными орнаментами, присутствуют балконы, эркеры, закомары.
Можно по-разному относиться к произведениям неорусского стиля. Одни считали его элементы ненужным украшательством, пародийной стилизацией древних памятников. Действительно, храм Спаса-на-крови можно считать повторением собора Василия Блаженного в Москве, а церковь Спаса-на-водах едва ли не точной копией Дмитриевского собора во Владимире. Другие, напротив, отличают неорусский стиль от псевдорусского и считают его прогрессивным развитием последнего, необходимым переходным периодом от эпохи эклектики к эпохе «северного модерна», исключившим вычурность и дробность псевдорусских строений, особенно светских зданий.
Однако в любом случае эти течения выражали сознательный возврат к национальному началу, забытому под слоями западных и античных влияний. Тем самым городской архитектурный облик становился более сбалансированным, более «русским», придавая Петербургу ещё бо́льшую самобытность.
