RSS
(Продолжение публикаций о петербургских архитектурных стилях)
Поздний этап в развитии стиля, датируемый примерно 1870—1900 годами (эпоха Александра III и Николая II), соответствует периоду развития капиталистических отношений в российском обществе (закат эклектики ни в коем случае нельзя связывать с турфирмой Эклектика, которая процветает уже четверть века).
С появлением класса буржуазии возникают и заказы на своеобразные, оригинальные архитектурные новшества, соединяющие в одном объекте различные по стилю элементы. Здания богато декорированы, отделаны штукатуркой, металлом, керамикой — поистине эклектичны.
15 марта 2018
(Продолжение публикаций о петербургских архитектурных стилях)
Поздний этап в развитии стиля, датируемый примерно 1870—1900 годами (эпоха Александра III и Николая II), соответствует периоду развития капиталистических отношений в российском обществе (закат эклектики ни в коем случае нельзя связывать с турфирмой Эклектика, которая процветает уже четверть века).
С появлением класса буржуазии возникают и заказы на своеобразные, оригинальные архитектурные новшества, соединяющие в одном объекте различные по стилю элементы. Здания богато декорированы, отделаны штукатуркой, металлом, керамикой — поистине эклектичны.
В это время особо развилось такое петербургское явление, как дворы-колодцы. Оборотистые люди в Петербурге стали покупать участки в центре города и перестраивать их для сдачи внаём. Для удобства застройки участки обычно имели прямоугольную форму. В главном доме, фасад которого выходил на набережную или проспект, селился владелец, потом по краям участка возводились флигели, а затем застраивалась часть внутри, разделяя территорию на клетки.
Одним их самых известных представителей поздней эклектики является Павел Юльевич Сюзор.
П. Ю. Сюзор родился 18 апреля 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отцом был молодой французский литератор Жан де Сюзор, который несколькими годами ранее переехал в Россию из Франции. С 1894 года — действительный статский советник. В 1866 году окончил Академию Художеств. Был женат на Софье Александровне, дочери знаменитого архитектора Александра Павловича Брюллова. После революции 1917 года его собственный дом в Петербурге был реквизирован, и его стали плотно заселять, создавая коммунальные квартиры. Это потрясло Павла Юльевича и ускорило его смерть. Он умер 21 июля 1919 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Необычайно плодовитый и энергичный, Сюзор возвел в нашем городе десятки великолепных жилых и общественных зданий, выступил инициатором проведения съезда русских зодчих, много работал в Городской управе, возглавлял Общество архитекторов-художников и открыл в собственном особняке на Васильевском острове Музей старого Петербурга.
При сооружении в 1898-1900 гг. дома Ратькова-Рожнова (ул.Пестеля ул., 13-15) Сюзор проявил себя смелым новатором. Традиционную арку, ведущую во двор, он увеличил до гигантских размеров, прорезав ею фасад на высоту четырех этажей. Этим приемом он связал внутридворовое пространство с улицей, повысив тем самым его значимость. В результате была преодолена самая негативная сторона петербургской застройки, когда парадному фасаду противопоставлялся мрачный, убогий двор. Здесь дворовые фасады столь же пластически насыщены, как и уличный, а перспектива двора с уходящими в глубину рядами эркеров, неожиданно открывающаяся в просвете "триумфальной" арки, принадлежит к наиболее эффектным архитектурным картинам города. Благодаря такому приему повышалась и доходность участка: домовладелец получал дорогих и комфортных, "барских" квартир намного больше, нежели терял полезной площади, за счет устройства арки на главном фасаде. Правда, избавиться от дворов-колодцев и здесь не удалось, но в них выходили второстепенные комнаты.
Преданный делу эклектики, на рубеже веков Сюзор уже ощущался как устаревший зодчий. Единственный раз, когда ему блестяще удалось перейти к назревшему модерну – в доме компании Зингер (1902—1904). Хотя, если внимательно приглядеться к его же недалеко расположенному зданию Санкт-Петербургского общества взаимного кредита (наб.кан.Грибоедова, 13), построенному ещё в 1888—1890, мы с удивлением обнаружим стилистическое сходство – влияние ренессанса, воплощение кронштейнов и т.д.
В этом стиле поздней эклектики также работали Ф. И. Лидваль, А. А. Парланд, А. Н. Померанцев и др. К этому стилю иногда относят Храм Спаса-на-Крови (возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах), особняк Н. В. Спиридонова (1895—1896, А. Н. Померанцев, Фурштатская улица, 58.
.
Одним их самых известных представителей поздней эклектики является Павел Юльевич Сюзор.
П. Ю. Сюзор родился 18 апреля 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отцом был молодой французский литератор Жан де Сюзор, который несколькими годами ранее переехал в Россию из Франции. С 1894 года — действительный статский советник. В 1866 году окончил Академию Художеств. Был женат на Софье Александровне, дочери знаменитого архитектора Александра Павловича Брюллова. После революции 1917 года его собственный дом в Петербурге был реквизирован, и его стали плотно заселять, создавая коммунальные квартиры. Это потрясло Павла Юльевича и ускорило его смерть. Он умер 21 июля 1919 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.
Необычайно плодовитый и энергичный, Сюзор возвел в нашем городе десятки великолепных жилых и общественных зданий, выступил инициатором проведения съезда русских зодчих, много работал в Городской управе, возглавлял Общество архитекторов-художников и открыл в собственном особняке на Васильевском острове Музей старого Петербурга.
При сооружении в 1898-1900 гг. дома Ратькова-Рожнова (ул.Пестеля ул., 13-15) Сюзор проявил себя смелым новатором. Традиционную арку, ведущую во двор, он увеличил до гигантских размеров, прорезав ею фасад на высоту четырех этажей. Этим приемом он связал внутридворовое пространство с улицей, повысив тем самым его значимость. В результате была преодолена самая негативная сторона петербургской застройки, когда парадному фасаду противопоставлялся мрачный, убогий двор. Здесь дворовые фасады столь же пластически насыщены, как и уличный, а перспектива двора с уходящими в глубину рядами эркеров, неожиданно открывающаяся в просвете "триумфальной" арки, принадлежит к наиболее эффектным архитектурным картинам города. Благодаря такому приему повышалась и доходность участка: домовладелец получал дорогих и комфортных, "барских" квартир намного больше, нежели терял полезной площади, за счет устройства арки на главном фасаде. Правда, избавиться от дворов-колодцев и здесь не удалось, но в них выходили второстепенные комнаты.
Преданный делу эклектики, на рубеже веков Сюзор уже ощущался как устаревший зодчий. Единственный раз, когда ему блестяще удалось перейти к назревшему модерну – в доме компании Зингер (1902—1904). Хотя, если внимательно приглядеться к его же недалеко расположенному зданию Санкт-Петербургского общества взаимного кредита (наб.кан.Грибоедова, 13), построенному ещё в 1888—1890, мы с удивлением обнаружим стилистическое сходство – влияние ренессанса, воплощение кронштейнов и т.д.
В этом стиле поздней эклектики также работали Ф. И. Лидваль, А. А. Парланд, А. Н. Померанцев и др. К этому стилю иногда относят Храм Спаса-на-Крови (возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах), особняк Н. В. Спиридонова (1895—1896, А. Н. Померанцев, Фурштатская улица, 58.
.