120 лет назад родился Эрих Фромм, известный психолог
Эрих Зелигманн Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, в ортодоксальной еврейской семье торговца вином. После окончания гимназии Фромм с товарищами основывает «Общество еврейского народного образования», по окончании Гейдельбергского университета получает докторскую степень в области философии. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте.
В 1925 году Фромм открыл собственную частную практику, которую вёл на протяжении 35 лет. Общение с пациентами дали ему богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлён им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (1929—1932).
После прихода нацистов к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, где он преподавал в Колумбийском университете. В это время Эрих, став приверженцем трудов Фрейда, изменяет свою жизнь, меняя мировоззрение в общем, в результате чего увлекается психоанализом, пытаясь применить его на практике в области медицины, при этом глубоко уходя в различные религии.
После войны уехал в Мехико, где вел частную практику психоаналитика. Вскоре отходит от Фрейдовских учений и завоевывает известность после публикаций собственных трудов по самостоятельно разработанной аналитической социальной психологии.
По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать, что
«человеческая натура — страсти человека, и тревоги его — продукт культуры… Дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчуждённость, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определённые условия жизни. <…> Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. <…> Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить».
В отличии от фрейдовской пары «Эрос» и «Танатос» Фромм предлагает свою пару – он противопоставляет некрофилии (любви к мёртвому) биофилию (любовь к жизни и живому). Крайние формы некрофилии проявляются в виде стремления к тотальному разрушению, что объясняется неспособностью личности не только к любви и творчеству, но даже к обладанию, и у нее остается единственный выход - уничтожение всего. Эти черты некрофилии можно наблюдать у Гитлера, особенно во время краха рейха: "Архитектор, с воодушевлением планировавший переустройство Вены, Линца, Мюнхена и Берлина, он в то же самое время был тем человеком, который намеревался разрушить Париж, снести с лица земли Ленинград и в конечном счете уничтожить всю Германию".
Среди самых известных трудов выделяются «Здоровое общество» (1955), «Искусство любить» (1956), «Современный человек и его будущее» (1959), «Душа человека» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976) и другие.
Умер 18 марта 1980 года в Муральто (Швейцария).