Продолжаем публиковать отдельные материалы-зарисовки Ирины Малковой к теме "Михаил Шемякин" (ближайшая экскурсия по Петербургу Щемякина состоится в воскресенье 1 декабря: https://eclectica.ru/catalog/5753/)
Основой творчества у Шемякина стали самые разнообразные художественные явления: наскальный рисунок, криптограмма, иероглифы, иконопись, творчество Василия Кандинского. Литературная основа творчества Шемякина — это, прежде всего, петербургская проза Николая Гоголя, мистическая и фантасмагорическая.
Длинные или необычной формы носы персонажей, возможно, являются самой примечательной и запоминающейся деталью картин Михаила Шемякина. С полным уважением к постмодернистской основе творчества художника, зритель может и должен сам ответить на вопрос, что же они означают. Возможно, это элемент, подчеркивающий иронию и гротеск произведения, может, это символ любопытства, напоминающий о тех, кто сует свой длинный нос не туда, куда следует, и о том, что с ними в конце концов случается. Возможно, это отсылка к фрейдистским увлечениям времен молодости художника, и, соответственно фаллический символ. В общем, каждый может выбирать то, что ему больше нравится.
В 1966 году у Михаила Шемякина была выставка в одном из залов Консерватории совместно с Олегом Лягачевым. Один из отзывов здесь принадлежал Альфреду Шнитке и начинался словами: «Шапки долой! Перед нами Шемякин!».