170 лет назад из Кронштадта вышел в кругосветное плавание фрегат «Паллада».
В середине XIX века Россия стремилась в закрытую тогда для мира Японию для расширения рынка сбыта для своих товаров. Как и США, Россия почти одновременно направила в Японию свою военно-морскую эскадру, чтобы под давлением заставить японцев открыть свои порты для своих торговых кораблей.
Для этого 7 (20) октября 1852 года из Кронштадта в Японию с секретной дипломатической миссией направилась эскадра вице-адмирала Е. В. Путятина. Флагманским кораблём эскадры — фрегатом «Паллада» — командовал капитан-лейтенант Иван Унковский. Это плавание стало началом нового этапа в освоении Россией Тихого океана. Целью было также установление политических отношений с Японией и инспекция русских владений в Северной Америке — на Аляске.
Иван Гончаров, служивший тогда переводчиком в департаменте внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарём Путятина. С первых же дней путешествия Гончаров вёл путевой журнал, который потом лёг в основу его книги «Фрегат „Паллада“». Также писатель по просьбе Путятина занимался с гардемаринами словесностью.
Книга очерков «Фрегат Паллада» стала важным произведением в истории русской литературы и поражает разнообразием документального материала и художественными качествами – впервые русскому читателю был глубоко и талантливо представлен далёкий мир, недоступный доселе обычным читателям.
Экспедиция продолжалась почти два с половиной года, побывали в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах, на множестве островов Атлантического, Индийского и Тихого океанов. В 1854 году высадились на берегу Охотского моря, после чего Гончаров в Петербург возвратился сухопутным способом.
Миссия Путятина была признана успешной, по возвращении в Петербург Путятин в конце 1855 года получил титул графа. Впоследствии в честь Путятина и его экспедиции остров в заливе Петра Великого Японского моря был назван Островом Путятина. Американская экспедиция также прошла удачно, однако успех был достигнут другим способом – американцы угрожали пушками, а Путятин смог договориться миром.