Недавно, перебирая свои тексты, я наткнулся на него и подумал, что эта тема актуальна для многих петербуржцев. Я немного доработал текст и предлагаю его вашему вниманию.
Игорь Воеводский
Генеральный директор АП «ЭКЛЕКТИКА»
Главный редактор журнала «АВТОБУС»
КАК РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ О ПЕТЕРБУРГЕ.
1) Как начать рассказывать о Петербурге ребенку, с чего начать и во сколько лет.
Начинать никогда не рано!
Едва ребёнок начал говорить, можно показать ему маску или рельеф на фасаде вашего дома (дома бабушки, родственников, друзей). В хороший день вывести на Дворцовую площадь, на берег Невы, в Летний сад или в Александровский сад перед Адмиралтейством.
Не нужно организовывать это как-то специально. Можно использовать любой выход или выезд в центр города. Просто скажите: “ это Нева – самая большая река в Петербурге” или “Это – Летний сад”. Покажите статую льва, фигурку елисейского кота, зайчиков в Петропавловской крепости у Коммендантского дома.
Фигурки животных, птиц украшают многие фасады на Петроградской стороне, на Васильевском, в районе Невского проспекта. Их разглядывание, совместный поиск львиных масок, конных рельефов, сов будет интересен и детям и родителям. Если Вы подходите к этому серьёзно, вооружитесь книгой Нестерова «Львы стерегут город», обложитесь номерами журнала «АВТОБУС» с 2000-го года, и с удивлением узнаете, что их гораздо больше, чем вы знаете. Что много раз проходя мимо этих объектов, никогда не обращали на них внимание.
При поездке в метро, если вы не опаздываете, предложите ребёнку рассмотреть люстры, разглядеть какими материалами отделаны стены. (В журнале «АВТОБУС» за 2006 год вы прочтете на какой станции можно увидеть ракушку в стене)
В 4-5 лет можно рассказать, что город состоит из домов, которые располагаются на улицах, проспектах, переулках, площадях. Что в Петербурге много рек и каналов (что не в каждом городе их так много). Обратите внимание ребёнка на красоту силуэта моста, на узор ограды. Зимой обратите внимание на то, как меняется облик города от выпавшего снега. Весной – на появление почек, листочков, на первые цветы на газонах и клумбах.
Первый, совсем короткий рассказ об основателе города возможен в 3-4 года. Рекомендую всем для детей от 5-6 лет до 10-12 сказку Игоря Ивэ «Сказка петербургской ночи» и её продолжение «Сказка петербургских львов». Они были опубликованы в журнале «АВТОБУС» в 2012-2013 годах. Отдельного издания, пока, нет, но книга нравится ребятам, и многие придумывают к ней продолжение или сочиняют по её примеру свои сказки.
Вообще важно, чтобы было не пассивное слушание ребенком рассказов взрослых, а постоянный диалог. Предложите ребенку вместе нарисовать мост, статую, дерево в саду, дворец, собор, колонну. Ни в коем случае не говорите, что он нарисовал непохоже, что не получилось. Хвалите!!! Тогда в самом деле получится.
Пусть ребёнок расскажет вам, какой дом, мост, памятник ему больше нравится. Предложите нарисовать памятник, которого в городе нет, но ребенок считает, что он должен быть. Предложите сочинить стихотворение о Петербурге, о дождике, о первом снеге. Если в семье несколько детей или вы дружите с семьями, устройте конкурс на лучший рисунок, стих, предложите ребятам поиграть в памятники. Пусть одни, принимая нужную позу или садясь верхом друг на друга, показывают какой-нибудь памятник, а другие – догадываются, что за памятник им показали.
Все дети погружены в гаджеты. Научите их в поисковиках находить информацию о городе, о домах, памятниках. Пусть вывешивают на своих страницах сделанные ими фотографии. Обращайте их внимание на необычное освещение вечером, утром, в ночной подсветке, на город под снегом и т.п.
2) Какие экскурсии на ваш взгляд должны быть обязательны?
В Русском музее, в Эрмитаже, в Музее истории Города, Музее политической истории России есть школьные отделы, которые разработали ряд прекрасных экскурсий. Есть межмузейные программы в дни школьных каникул.
Если же начинать ходить с малышом самостоятельно, надо помнить, что он выдержит совсем недолго. Что если вы не несете его на руках, у него совсем другой ракурс. Он видит всё то, что недалеко от пола. Рассматривайте с ним ножки столов, стульев, кресел. А если рассматриваете картины – возьмите ребенка на руки.
В Эрмитаже можно придумать легенду (свою-семейную) о какой-нибудь статуе на Иорданской лестнице или в галерее, которая к ней ведёт, или в одном из первых залов, по которым вы чаще всего ходите.
Расскажите, что стены отделаны мрамором, малахитом, позолотой.
На мой взгляд, лет с пяти можно ездить на автобусные экскурсии
«Львы стерегут город»,
«Кони над городом»,
«Твой город»
«Город мастеров»
Прекрасно подойдут детские экскурсии в Петергоф «На балу у Золушки», «Что едали наши деды», «В гостях у Банника» и др.
Конечно дети получат огромное удовольствие от прогулок по Павловскому парку и по другим паркам императорских резиденций.
3 Есть ли у вас экскурсии для детей и родителей, и чем совместные экскурсии отличаются от школьных, когда дети едут с классным руководителем?
Экскурсия для детей с родителями даёт, на мой взгляд, больший эффект, чем экскурсия для класса. Дети слушают внимательнее, не отвлекаясь на болтовню с соседом, на гаджеты и т.п.
Впрочем, при правильной подготовке класса (группы детского сада) групповая экскурсия тоже много даёт.
Если учитель сможет заранее оговорить с экскурсоводом тематику и основные объекты показа, он сможет сформулировать вопросы к экскурсии и задать их школьникам перед поездкой.
После проведения экскурсии можно сделать стенгазету с фотографиями, сделанными ребятами на экскурсии или вывесить фотографии в классной группе ВКонтакте. Можно сделать к ним подписи (серьёзные и шутливые).
Можно вместе с учениками на плане города отметить маршрут и объекты. Можно предложить ребятам написать сочинение по теме и т.п.
Агентство Путешествий "ЭКЛЕКТИКА" разработало огромное количество экскурсий для детей всех возрастов.
Популярные экскурсии: "Львы стерегут город", «Кони над городом».
"Твой город" (В результате экскурсии ребята узнают, что здания бывают разных функциональных назначений, что памятники бывают в форме обелиска, колонны, статуи, стеллы, храма, запоминают главных архитекторов города Растрелли, Росси и т.д., знакомятся с главным проспектом, главными площадями, Невой, Фонтанкой).
На детей от 5 лет великолепное впечатление производят экскурсии «Сказка петербургской ночи» и «Сказка петербургских львов».
Она разработана мной по сказке, публиковавшейся в журнале "АВТОБУС" в 2012-13 годах. Героиня сказки петербургская школьница, оказавшаяся участницей ночной встречи статуй...
Не буду пересказывать сюжет, но сказка знакомит с анималистической скульптурой Петербурга и учит бережному отношению к городской скульптуре. Экскурсию ведет ставшая взрослой героиня сказки. Я подготовил несколько экскурсоводов. Двое из них экскурсию проводили с большим успехом.
4) Как надо рассказывать о Петербурге своему ребенку, чтобы заинтересовать его (составлять маршруты самостоятельно, изучать вместе книги, устраивать совместные с друзьями походы, обсуждения, интерактив, квесты...)?
Прежде всего нужно делать всё это исподволь, как бы случайно, а не устраивать “беседы на тему”.
За обедом, в пути, кстати рассказывать что-то занимательное о городе и его истории.
Детям всегда интересно узнать, что Васильевский остров Пётр хотел прорезать каналами. Интересно знать про наводнения. Можно рассказать о наводнениях, а потом приехать к Синему мосту на Мойке и показать на обелиске уровни воды в наводнения разных лет, показать мемориальные доски с отметками уровня воды в наводнения в Невских воротах Петропавловской крепости, на здании Академии наук, Старого Эрмитажа.
Детское воображение занимает рассказ о том, что Невский когда-то прорубали в лесу как просеку. Что рубили просеку с двух сторон и сошлись просеки под углом.
Если в семье есть машина, рассказав об этом, можно подъехать к перекрестку Невского и Суворовского, чтобы всё стало наглядно понятно. Можно подъехать к площади Александра Невского и, двигаясь к Адмиралтейству рассказать, что большинство домов до Площади Восстания строились уже в конце XIX начале ХХ века. Что от площади Восстания до Фонтанки дома были построены во второй половине XIX века. Можно объяснить, что Фонтанка долго оставалась границей города, свернуть на Загородный проспект, чтобы было наглядно понятно, что он находился ЗА ГОРОДОМ. Вернувшись на Невский, можно объяснить, что на Фонтанке строились загородные усадьбы. Что Аничков и другие дворцы на правом берегу главными фасадами были обращены к реке, а сады и огороды выходили на улицу, получившую название Садовой.
Можно показать, что после Мойки Невский становится гораздо уже и объяснить, что это самая старая часть проспекта.
Всё это можно сделать по пути, между делом, тогда ребёнку будет интересно. Тогда он постепенно привыкнет интересоваться городом, разглядывать фасады, фонари, ограды, рельефы.
Детям будет интереснее, если для таких поездок и походов объединятся несколько семей. Агентство Путешествий «ЭКЛЕКТИКА» с удовольствием организует таким семьям экскурсии по городу на микроавтобусах или автомобилях.
