Об удивительном островке науки, природы и искусства в Петербурге читайте в нашей статье
Основателем и попечителем учреждения стал принц А. П. Ольденбургский, который выкупил здесь, на Лопухинской улице (недалеко от усадьбы Лопухина-Громова, на месте бывших дач) участок и пригласил в ИЭМ лучших специалистов того времени. После открытия Институт часто называли "Институт принца А. П. Ольденбургского", хотя он и обладал официальным нименованием "Императорский".
Были организованы отделения физиологии (под руководством И. П. Павлова), химии, общей бактериологии, патологической анатомии, сифилидологии, эпизоотологии, прививочное отделение, создана научная библиотека, в состав института вошла пастеровская станция.
Часть зданий корпусов были построены в стиле эклектика 1892—1895 годах по проекту архитектора Ф. Л. Миллера (Мюллера).
На этом чудесном островке науки и природы особенно выделяется сказочный дом в стиле модерн - корпус библиотеки. Здание было построено в 1911—1913 годах по проекту архитектора Г. И. Люцедарского. Вход в библиотеку украшен огромным живописным майоликовым порталом архитектора В. А. Покровского, майолика создана в мастерской П. К. Ваулина. Портал изначально был создан для Русского павильона международной гигиенической выставки в Дрездене, а затем перенесён в Петербург.
Над дубовой дверью нависает массивный российский герб, поддерживаемый двумя ангелами. Портал украшен колонками, фигурками единорога, грифона, сиринами, растительным орнаментом, цветными розетками и поясками по светлому фону. У входа размещаются мраморные доски с надписями: "Библиотека Императорского Института Экспериментальной Медицины открыта 21 февраля 1913 г. в память 300-летней годовщины царствования дома Романовых" и "Здание сооружено во время Попечительства Основателя Института Его Высочества Принца Александра Петровича Ольденбургского, при директоре В. В. Подвысоцком, на средства, пожертвованные бывшим директором Института С. И. Виноградским".
В советское время, конечно, герб и надписи были демонтированы, затем восстановлены.
На стене со стороны улицы над окнами книгохранилища библиотеки вывешены таблички с именами знаменитых ученых в области естествознания и медицины (Гиппократ, Аристотель, Бэр, Гельмгольц, Пастер, Менделеев и др.).
В 1897 г. ИЭМ был базой «Особой комиссии по предупреждению занесения в пределы Империи чумной заразы», здесь производились препараты, также Ольденбургский получил разрешение занять под "особую" лабораторию форт "Император Александр I".
В 1904 г. за свои работы в стенах института по физиологии пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию, в 1913 г. он стал почётным директором института.
В 1934 году Всесоюзный институт экспериментальной медицины был переведён в Москву с сохранением в Ленинграде его филиала. Ныне это Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины.
В настоящее время территория усадьбы Института закрыта для свободного посещения, но здесь проводятся экскурсии. Можно совершить прогулку по усадебному парку с осмотром архитектурного комплекса, памятника научному эксперименту, фонтанов, аллеи ученых. При институте устроен Музей истории медицины ИЭМ - на экспозиции представлена история института, история борьбы с заразными болезнями, создание вакцин и сывороток вплоть до сегодняшнего дня, здесь проводятся выставки.
В библиотеке сохранились уникальные интерьеры, в ее хранилищах размещается более полумиллиона книг, среди которых коллекции уникальных изданий XVI-XVII вв., тибетские и китайские рукописи, письма Л. Пастера.
Одним из интереснейших объектов на территории ИЭМ является и памятник, созданный по инициативе И. П. Павлова. Он считал, что памятником отмечено значение собаки как основного объекта в проведении экспериментов по физиологии нервной деятельности. Открыт в 1935 году, скульптор и архитектор И. Ф. Безпалов. Надписи на постаменте гласят:
«Пусть собака, помощница и друг человека, с доисторических времён приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства. И. Павлов».
«Разломав штукатурку и сделав из неё пористую подстилку, собака подсказала экспериментатору приём, благодаря которому истекающий из искусственного отверстия поджелудочный сок не разъедает брюха. И. П.»
