135 лет назад произошло крушение императорского поезда у станции Борки. О самой известной железнодорожной катастрофе, в память о которой в России были построены храмы, читайте в нашей статье
В октябре 1888 года царская семья Александра III возвращалась с отдыха из Крыма в Санкт-Петербург. Техническое состояние вагонов было отличным, однако в нарушение правил поезд вели два паровоза, товарный и пассажирский. Скорость поезда составляла 68 км/ч, что превышало конструкционную скорость головного паровоза. Из-за этого начали расшатываться части железной дороги и второй паровоз фактически провалился между разошедшимися перед ним рельсами. Крушение произошло у станции Борки под Харьковом 17 октября 1888 года.
С рельс сошло 10 вагонов, тяжёлые царские вагоны раздавили другие вагоны с прислугой, поставленные в голове поезда. Страшный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде, раздался треск и поезд остановился. Мария Фёдоровна писала:
«Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и всё вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Всё падало и трещало как в Судный день. В последнюю секунду я видела ещё Сашу, который находился напротив меня за узким столом и который потом рухнул вниз… В этот момент я инстинктивно закрыла глаза, чтобы в них не попали осколки стекла и всего того, что сыпалось отовсюду... Всё грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мёртвая тишина, как будто в живых никого не осталось.»
Уцелевшие бросились разыскивать императорское семейство и вскоре увидели Александра III, обладавшего, как известно, богатырской силой, который держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков.
Вагон с императорской столовой, в которой находилась семья - Александр III и его жена Мария Фёдоровна с детьми и свитой, был полностью разрушен: без колёс, с продавленными стенами, лежал на насыпи, крыша упала на пол.
Из 15 вагонов уцелело пять, остались целыми оба паровоза. Вагон со служащими был полностью уничтожен, все находившиеся в нём погибли.
Из под обломков выбрались император, императрица, цесаревич Николай Александрович — будущий император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна и лица свиты. Большинство пассажиров этого вагона отделалось лёгкими ушибами.
Александр III лично распоряжался извлечением пассажиров из-под обломков, Мария Фёдоровна с медицинским персоналом оказывала помощь раненым, несмотря на то, что у неё была повреждена рука.
Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб.
Было отслужено благодарственное молебствие за чудесное избавление царя и его семьи от смертельной опасности, затем отбыли в Петербург.
Спасение императорской семьи в средствах массовой информации и в церкви подавалось как чудесное. В память о чудесном спасении у места крушения вскоре был устроен скит, названный Спасо-Святогорским и храм Христа Спасителя Преславного Преображения. Также в память о событии в России было построено ещё несколько храмов.
В Петербурге чудесное спасение также отметили.
По решению таможенников, биржевиков и портовых чиновников, живших на Гутуевом острове, по проекту архитектора Василия Косякова в 1891-1899 годах была построена Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове в неорусском стиле. Также в честь события у Троицкого собора Измайловского полка в 1895 году была построена часовня (архитектор С. П. Кондратьев) и Церковь Петра и Павла в Вырице (1908, архитектор Н. И. Котович).