Киностудия «Лендок» - остров документального кино России
В дореволюционной России документальный кинематограф развивался в достаточной степени, особенно военная тематика. После Октябрьской революции на базе Скобелевского комитета, в котором находился военно-кинематографический отдел, были образованы киностудии «Ленфильм» и «Леннаучфильм». Отдел хроники в 1932 году был преобразован в Ленинградскую студию кинохроники (ныне Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, сокращенно «ЛЕНДОК»).
В 1940 году студией был выпущен фильм «Линия Маннергейма», посвящённый Зимней войне, за который создатели фильма были удостоены Сталинской премии, а за «образцовое выполнение заданий по киносъёмке боевых действий на фронте» были также награждены орденами и медалью. В последний предвоенный год на студии снимали фильмы на самые разные темы — о выводе из ледового плена парохода «Георгий Седов» и др.
В годы Великой Отечественной войны на студии были созданы группы, снимавшие в военных частях Ленинградского и Волховского фронтов, на боевых кораблях Балтфлота, в отрядах партизан. В страшные годы блокады продолжали трудиться многие операторы и режиссёры, которые всегда были готовы к оперативному выезду на съёмку. «Ленкинохроника» была единственной фронтовой киностудией и не прекращала деятельности, выпуская киножурналы.
«Мы, Ленинградские кинохроникёры, отлично понимали, что наш долг — запечатлеть на плёнке жизнь и смерть, борьбу и героизм ленинградцев, и пока у нас были силы, мы ни на один день не прекращали съёмок. Нашим транспортом для перевозки съёмочной аппаратуры теперь стали детские саночки.»
В начале 1942 года было принято решение о создании документального фильма, посвящённого героической борьбе Ленинграда. Режиссёрами новой ленты стали Роман Кармен, Николай Комаревцев, Валерий Соловцов и Ефим Учитель. 9 июля 1942 года в Москве и Ленинграде состоялась премьера фильма «Ленинград в борьбе» (удостоен Сталинской премии).
«В дни Отечественной войны ленинградцы держат ответственный экзамен. О том, как они его выдерживают, рассказывает фильм «Ленинград в борьбе», выпущенный Ленинградской студией кинохроники. Он не является произведением искусства в буквальном смысле этого слова. Жизнь дана в нём не преломленная через творческое воображение художника, она запечатлена во всей своей непосредственности. Это — документ, созданный средствами кинематографии».
Также снимались фильмы-инструкции («Как тушить зажигательные смеси» и «Как засеять огород»), выпуски Ленкиножурнала, короткометражные фильмы и несколько полнометражных. Снимали и на оккупированной нацистами территории - в августе 1943 года военные операторы Виктор Максимович и Яков Блюмберг зафиксировали разрушенный немцами Петергоф.
Зимой 1942—1943 годов на студии при участии митрополита Николая (Ярушевича) был снят документальный фильм, посвящённый сбору ленинградскими верующими средств на танковую колонну имени Димитрия Донского и эскадрилью имени Александра Невского.
В 1946 году студия переехала в дом сенатора Половцева на набережной Крюкова канала. Студия заняла два корпуса – непосредственно особняк и манеж с конюшнями, построенные по проекту архитектора М. Е. Месмахера в 1884-1887 годах в формах эклектики.
Здесь сохранились оригинальные интерьеры, просторный "Белый зал", великолепный камин и т.д. Студия располагается здесь и в наши дни.
После войны были созданы фильмы, посвящённых преступлениям нацистов на оккупированных территориях. Некоторые из них распространялись за рубежом — например, лента Ефима Учителя «Дело Эрвина Шюле» была переведена на немецкий язык и передана властям ФРГ. Продолжали выпускаться киножурналы, посвящённые городским событиям, досугу простых жителей, новостям культурной жизни.
В 1958 году студия была удостоена премии Министерства культуры СССР, а фильм «Русский характер» был отмечен среди лучших документальных картин. В те годы к сотрудникам студии за помощью в создании фильмов могли обратиться простые жители города, таким образом создавались совместными усилиями самодеятельных операторов и кинематографистов-профессионалов интересные фильмы.
На Всесоюзном кинофестивале 1960 года лента «Дочери России» получила первую премию в номинации документальные фильмы. На состоявшимся в 1964 году в Ленинграде I Всесоюзном кинофестивале лента «Было их тридцать девять» также была удостоена первой премии, а приз Министерства Обороны СССР был присуждён фильму «Внуки Железной». Сотрудниками Ленинградской студии кинохроники Соломоном Шустером и Семёном Арановичем была организована нелегальная съёмка похорон Анны Ахматовой.
В 1968 году Ленкинохроника была переименована в Ленинградскую студию документальных фильмов (ЛСДФ). В 1982 году студия была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1985 году на студии было создано несколько фильмов, посвящённых сороковой годовщине Победы в ВОВ. Но не все картины вышли в широкий прокат — лента Александра Сокурова «И ничего больше» («Союзники») пошла на полку. Хотя с цензурой и запретами, кончено, приходилось сталкиваться постоянно.
В 1989 году на Первом ленинградском международном фестивале неигровых фильмов картине ЛСДФ «Встречный иск» (режиссёры Аркадий Рудерман и Юрий Хашеватский) был присуждён главный приз — «Золотой кентавр».
Совместно с Президентской библиотекой имени Б .Н. Ельцина был оцифрован массив неигровых фильмов и кинохроники.
В наши дни в многофункциональном арт-пространстве «Лендока» молодые кинематографисты могут не только изучить основы кинопроизводства, подготовить собственный проект, но и принять участие в фестивалях, открыт военный киномузей. Проводятся встречи с кинодокументалистами, кинопоказы, концерты, фестивали кино и музыки.