80 лет назад состоялась премьера «Ленинградской» симфонии
О величайшем музыкальном произведении мира, посвящённом Блокаде, читайте в нашей статье
С началом Великой отечественной войны Дмитрий Шостакович несколько раз пытался записаться в добровольцы на защиту Ленинграда, но ему говорили, что он принесёт больше пользы городу как музыкант. После его настойчивых хождений по кабинетам он был зачислен в пожарную команду ПВО и композитор, в пожарной каске и комбинезоне, тушил на крышах города пожары.
Одновременно Дмитрий Дмитриевич решился взяться за крупное сочинение в симфоническом жанре. Первоначально он задумывал его в виде вокально-симфонического произведения, но потом решил сочинять его в инструментальном варианте. Он сочинял музыку даже на дежурстве, и брал с собой на крышу листки партитуры.
Знаменитая «тема нашествия» первой части, вероятно, была замыслена композитором ещё до войны, это были вариации в форме пассакалии, по композиционному замыслу сходные с «Болеро» Равеля. Несомненно и влияние тревожной темы второй части Пятой симфонии Чайковского. Поначалу безобидная, повторяющаяся тема нашествия «Ленинградской», на фоне зловещего боя барабана, вырастала в навязчивый символ ужаса и подавления.
Писал он и дома, в своей квартире на Кировском проспекте. В сентябре авианалёты усилились и Шостаковичу с семьёй приходилось всё чаще спускаться в бомбоубежище. Композитор сообщал в октябре 1941 года, что:
«Первая часть этого произведения была мною закончена 3 сентября, вторая — 17 сентября, а третья — 29 сентября. Сейчас я заканчиваю последнюю, четвертую часть. Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас».
1 октября Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года симфония была закончена.
Премьера симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Музыка транслировалась радиостанциями на территорию всего Советского Союза и за границу, а открывало трансляцию выступление Шостаковича.
Седьмая симфония («Ленинградская») стала не только вершиной музыкальной культуры человечества, она поднимала моральный дух ленинградцев и давала надежду людям во время войны во всём мире.
В «родном городе» симфонии премьера состоялась 9 августа 1942 года – именно в этот день было назначено немецким командованием вступление в Ленинград. Дирижировал симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета (так назывался нынешний симфонический оркестр Петербургской филармонии) Карл Элиасберг в Большом зале филармонии при переполненном зале, безопасность выступления обеспечивал огонь советской артиллерии.