570 лет назад родился Леонардо да Винчи.
«…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…»
О титане, выведшем человечество из тьмы Средневековья, гении эпохи Возрождения, «универсальном человеке» читайте в нашей статье
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci, что значит Леонардо, сын сеньора Пьеро из Винчи ) родился 15 апреля 1452 года в Анкиано близ городка Винчи, под Флоренцией. Его отец Пьеро был нотариусом, а мать - возлюбленная Пьеро, крестьянка Катерина. Первые годы Леонардо жил с матерью, но отец вскоре женился на знатной девушке и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Предполагается, что после этого Леонардо всю жизнь пытался воссоздать образ матери, с которой его разлучили, в своих произведениях. В судьбе и воспитании Леонардо приняли участие многие влиятельные люди города Винчи.
Как-то один крестьянин попросил отца юного Леонардо найти художника для росписи щита и Пьеро поручил дело своему сыну. Леонардо решил поразить зрителей и написать на щите голову Медузы-горгоны. Для убедительности образа он использовал в качестве моделей ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Когда работа была представлена отцу, тот испугался, а Леонардо произнёс:
«Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства».
Пьеро не отдал этот щит крестьянину, заменив его на другой, а щит с Медузой он продал другому человеку за сто дукатов. По легенде, этот щит перешёл к семье Медичи, а когда был утерян, этих хозяев Флоренции выгнали из города.
Так отец осознал талант сына и четырнадцатилетний Леонардо поступил подмастерьем в мастерскую художника Верроккьо во Флоренции - интеллектуальном и художественном центре Италии. Здесь Леонардо занимался рисованием, скульптурой и моделированием. Также он обучался гуманитарным и техническим наукам, черчению, химии, металлургии, работал с металлом, гипсом и кожей. В мастерской обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др.
Вскоре Леонардо превзошёл своего учителя. На картине «Крещение Христа» Вероккьо поручил Леонардо написать ангела. Образ прекрасного неземного существа, созданного да Винчи, настолько затмил все остальные (и главные) образы полотна, что, по преданию, Верроккьо навсегда бросил кисть.
В 1473 году в Леонардо да Винчи числился в Академии изобразительных искусств (Святого Луки) во Флоренции, где лучшие умы Италии беседовали об искусстве, создавали новые тенденции.
Леонардо писал о перспективе, архитектуре, музыке, естествознании, военно-инженерном деле и так далее, перемежая свои изречениями философскими рассуждениями, анекдотами и баснями. Свои знания публиковать не спешил и часто прибегал к тайнописи (полная расшифровка не выполнена до сих пор).
Он осознал явление «сфумато» — дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии.
Стал революционером в философии эпохи Возрождения, боролся с средневековой схоластикой с её абстрактной логикой и дедукцией. Не признавал авторитетов, создавая новую эру гуманизма - построение человеческого общества, где высшей ценностью является человек.
По своему вкладу в науку и военное дело да Винчи обогнал время на триста веков. Он сделал тысячи работ по анатомии, изобрёл парашют, много кулинарных рецептов, разные механизмы, включая велосипед, прообраз танка, лёгкие переносные мосты для армии.
Изучал законы природы, принципы реализма, восприятия.
Но, конечно, Леонардо известен нам в основном как художник. Его руке принадлежат «Дама с горностаем» (1490), «Мадонна Лита» (1491), «Тайная вечеря» (1498), «Мона Лиза» (Джоконда) (1505?) и многие другие. Кстати, мастер считал себя больше учёным и инженером. Его знаменитый «Витрувианский человек», иллюстрирующий теорию пропорций древнеримского архитектора Витрувия, стал идеалом пропорций человеческого тела и Вселенной и универсальным символом симметрии.
В 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля Франциска I и поселился в его замке Кло-Люсе в Амбуазе в звании первого королевского художника, инженера и архитектора. Занимался организацией придворных празднеств, составлением строительных проектов.
У Леонардо было много друзей и учеников, но достоверных сведений об отношениях с женщинами история не сохранила.
2 мая 1519 года он скончался в Кло-Люсе, здесь же и похоронен, на могильной плите нанесена надпись:
«В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».
Поздравить гения с юбилеем можно, кончено, у его произведений. В мире сохранилось не так много его картин – около полутора десятка. В России находятся два его шедевра, оба в Петербурге, в Государственном Эрмитаже - «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».
Названия картин имеют согласно именам своих последних владельцев. Первая работа была в 1914 году приобретена Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа — Марии Александровны Бенуа (к ней картина перешла по наследству от её отца мецената А. А. Сапожникова). Здесь художник подошёл к трактовке классических образов нетрадиционно – Мадонна изображена в виде юной дамы, практически девочки. В руке у неё цветок, который она протягивает Младенцу словно игрушку. Это крестоцвет — символ распятия, который Младенец рассматривает чрезвычайно внимательно. Согласно одной из версий, Леонардо в виде Богородицы изобразил здесь свою мать Катерину.
Название второй картины связано с миланским семейством графов Литта, у которых она была приобретена в Эрмитаж в 1865 году. В ручке младенец держит щегла - согласно легенде, когда Христос был распят, чтобы облегчить его страдания, щегол вытащил шип из тернового венца. Таким образом, щегол символизирует распятие и милосердие.
