620 лет назад родился великий Мазаччо. Отец Ренессанса в искусстве, крупнейший живописец флорентийской школы, реформатор эпохи Кватроченто, создатель натурализма и психологизма в живописи – в нашей статье.
Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди (Мазаччо) родился в Сан-Джованни-Вальдарно (Тоскана) 21 декабря 1401 года, в день святого Фомы, в честь которого и был назван, в семье нотариуса. Его дед был мебельным мастером.
Мазаччо рано потерял отца, и семья переехала во Флоренцию. Здесь юный художник устроился подмастерьем, получил звание мастера живописи и в 1422 году был принят в Цех врачей и аптекарей, к которому относились и художники. Учителями Мазаччо стали выдающиеся мастера раннего Возрождения - Брунеллески и Донателло.
К этому времени архитектор и скульптор Брунеллески уже разрабатывал свою систему неизвестной ранее линейной перспективы, скульптор Донателло привнёс в мир новое понимание человеческой личности и смог изобразить это в своих творениях.
В искусстве Италии начала XV века господствовала «интернациональная готика», со своим схематизмом и высокой красотой абстрактного, духовного мира. На этом фоне произведения творцов новой волны Мазаччо, Брунеллески и Донателло выделялись глубокой жизненной правдой.
В своих ранних работах Мазаччо создаёт новаторские приёмы натуралистической живописи и пространственных построений. Среди его произведений можно отметить выдающиеся фрески со сценами из жизни святого Петра в капелле Бранкаччи во Флоренции (1424–27), в сотрудничестве с Мазолино (цикл был завершён Филиппино Липпи), в которых разработаны основные принципы живописи ренессанса. В «Чуде со статиром» Мазаччо организует пространство в линейной перспективе. В «Крещении новообращённых святым Петром» живописец придаёт персонажам индивидуальные черты, наполненные психологизмом. На фреске «Святой Пётр исцеляет больного своей тенью» впервые в живописи изображена тень; а в знаменитой сценке «Изгнание из рая» обнажённые стенающие Адам и Ева просто вызвали фурор благодаря натуралистичности изображения и глубокому драматизму.
Также можно вспомнить его фреску «Св. Троица с Богоматерью, св. Иоанном Евангелистом и донаторами» (1427, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция), полиптих для пизанской церкви Санта Мария дель Кармине, алтарный образ для церкви Санта Мария Маджоре (Рим, закончена Мазолино).
