545 лет назад родился Микеланджело Буонарроти, гений
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.
Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, —
Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, — но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.
Микеланджело
Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти. Учился во Флоренции. Определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики. Уже в юношеские годы проявились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед красотой человека.
Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии. Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой («Оплакивание Христа» ок.1498, собор Святого Петра, Рим). В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где через несколько лет создал колоссальную статую «Давид». В 1505 году Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы, над которой скульптор работал до 1545 года.
Микеланджело своими руками расписал свод Сикстинской капеллы в Ватикане, создав, может быть, одну из самых грандиозных композиций в истории человеческой культуры (фрески закончены в 1512 г.)
В 1520—1534 годах Микеланджело работал над архитектурным и скульптурным комплексом капеллы Медичи во Флоренции, а также проектировал и строил библиотеку Лауренциана.
Изгнание Медичи из Флоренции в 1527 году остановило эти работы: патриот и республиканец в душе, Микеланджело примкнул к народному движению, был назначен главным инспектором укреплений Сан-Миньято, Пизы, Ливорно и Феррары и хотя, самовольно покинув свой пост, уехал было в Венецию с намерением удалиться во Францию, однако вернулся в свой родной город и оказал ему важные услуги при его осаде имперскими войсками. Падение Флоренции грозило художнику смертельной опасностью, от которой спасли его только общее уважение к его таланту и желание папы Климента VII окончить устройство капеллы Медичи.
Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре (для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе - третий этаж дворового фасада и карниз и спроектировал для него новое убранство Капитолия). Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом предопределив сложение принципов барокко.
Поэзия Микеланджело считается одним из ярчайшей образцова эпохи Возрождения. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело. Основные темы — воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Любимые поэтические формы — мадригал и сонет. Микеланджело начал писать стихи ещё в детстве, однако, их осталось не так много, поскольку в 1518 г., он сжег большинство своих ранних стихов, а ещё часть уничтожил уже позже, перед смертью
Умер 18 февраля 1564 года в Риме.
Почтить память гения можно у его единственной работы в Эрмитаже, в отеле Итальянской живописи XIII-XVIII вв. Одно из лучших произведений Микеланджело – «Скорчившийся мальчик» (Флоренция, около 1530-1534 гг.) Замысел этой скульптуры, вероятно, связан с работой мастера над Капеллой Медичи. Вид на скульптуру сбоку особенно выявляет физическую мощь юноши: сильные мускулистые ноги, напряженную дугу согнутой спины, четко обозначившийся рельеф мышц. В отличие от гордого «Давида» этот юноша, словно скованный какой-то невидимой силой, согнулся и опустил голову. Создан в трагические 1530-е годы, вскоре после тяжёлых событий, потрясших Италию: разграбления Рима войсками Карла V, падения республики и восстановления тирании Медичи во Флоренции.