165 лет фоноавтографу, 145 лет фонографу, 135 лет граммофону и 115 лет патефону!
У кого из нас не сживалось сердце при звуке граммофона? Когда сквозь шорох мы слышим такой берущий за душу голос: «Утомлённое солнце нежно с морем прощалось…». Наверное, у каждого из нас свои картины возникают перед внутренним взором, но все они – одинаково мирные, и чаще всего – о любви. Роскошные дворянские усадьбы и богатые купеческие дачи начала XX века, довоенное танго в ленинградских квартирах и ресторанах…
С древних времён люди пытались найти способы записи звука. Первыми такими устройствами для записи и воспроизведения звука были, конечно, музыкальные инструменты, которые воспроизводили звуки и музыку, записанную на механических носителях – дереве, металле и других простых материалах. Механизмы могли приводиться в действие как человеческими руками, так и водой, песком, грузом, пружиной. Известно, что уже в IX веке выдающиеся учёные из Багдада братья Бану Муса изобрели «водный орган». Этот автомат проигрывал сменные цилиндры с выступающими «кулачками», этот принцип использовался в дальнейшем для механического воспроизведения музыки – в механических карильонах (XIII век), шарманках (XV век), музыкальные часы (1598 год). Также братья Бану Муса придумали автоматическую флейту, которая, вероятно, представляла собой первую программируемую машину.
Но эти механические инструменты не могли записывать звуки и живые выступления, и имели только определённый, запрограммированный набор мелодий.
Первым в мире звукозаписывающим устройством нового типа стал фоноавтограф, изобретённым в 1857 году французом Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем, который вознамерился «сфотографировать звук». Но курьёз был в том, что звук считывать тогда ещё не научились, и эти записи смогли услышать только много десятилетий спустя. Однако применение этому прибору нашёл Александр Белл, который был по совместительству логопедом и использовал его в качестве наглядного учебного пособия для демонстрации работы человеческого слуха. Позже из этих экспериментов с фоноавтографом у Белла родилась идея передачи звука по проводам, так он изобрёл телефон.
Но идея фоноавтографа не погибла и была взята за основу для создания звуковоспроизводящего устройства. В ноябре 1877 года Томас Эдисон представил свой прибор для записи и воспроизведения звука – «фонограф». Звук записывался на цилиндрическом носителе в форме канавки - «дорожки», её глубина определялась громкостью звука. Двигаясь по дорожке, игла «снимает» сигнал и передаёт колебания на мембрану, которая излучает звук.
Так произошла революция в мире музыки. По всему миру появились звукозаписывающие компании и фонографы завоевали популярность. Известно, что в 1890 году фонограф Эдисона прибыл в Россию и была проведена запись выступления П.И. Чайковского (с его голосом) и нескольких музыкантов.
В том же 1877 году, независимо от Эдисона, американский изобретатель Эмиль Берлинер решил вместо цилиндров для записывания и воспроизведения звуков использовать пластинки (диски). Он назвал устройство «граммофоном» и 1887 году получил патент.
Диск вращался с помощью пружинного механизма, звукоснимающая игла двигалась по спирали диска и передавала колебания за звукоизлучатель (рупор). Преимущества были налицо (точнее, на ухо), искажения звука снизились во много раз, многократно увеличилась громкость, пластинки с записями было легко тиражировать. Так, с конца XIX века граммофон стал вытеснять фонограф.
Уже в начале XX века качество граммофонов достигло достаточно чистой передачи музыкального звучания вокальных и инструментальных произведений.
Одной из известных звукозаписывающих компаний была французская фирма братьев Патэ. Их представительства и студии звукозаписи были в разных городах мира, в том числе и в Санкт-Петербурге. С 1907 года «Патэ» выпускала свои граммофоны под названием «Патефон» - портативный устройства с рупором, спрятанным внутри корпуса. Интересно, что название патефон прижилось только в нашей стране.
В 1925 году Берлинер создает электрофон и в мире появляется специальная аудиоиндустрия, позже возникнут магнитофон, радиола, CD-проигрыватель, плеер и т.д.
В Ленинграде граммофонный завод был создан ещё в предвоенные годы, но с началом войны произошла конверсия. Новый завод граммофонных пластинок был создан в 1948 году, с 1957 года он назывался «Аккорд». В 1964 году завод и Ленинградская студия грамзаписи были включены в состав фирмы «Мелодия», завод стал назваться «Ленинградский завод грампластинок». Многим памятен знаменитый «картонный» проигрыватель «Юность», решённый в виде чемоданчика, который изготавливался на Ленинградском электромеханическом заводе "Спутник" (ныне обанкротился).
В Петербурге создан музей граммофонов и фонографов, где создана блестящая коллекция этих аппаратов. Здесь можно узнать об истории звукозаписи и звуковоспроизведения, увидеть разные типы граммофонов, услышать граммофон, который был у Фёдора Шаляпина. Можно услышать такие близкие и такие далёкие голоса Вадима Козина, Георгия Виноградова, Изабеллы Юрьевой…
