120 лет назад родился Николай Томский, скульптор
Николай Васильевич Гришин (это настоящая фамилия Томского) родился 19 (6) декабря 1900 года в селе Рамушево, под Старой Руссой, в семье кузнеца. Когда его отец ушёл на Первую мировую войну, Николай стал в семье за главного. После переезда в Старую Руссу, в нём проявился интерес к изобразительному искусству, много рисовал, поступил в драматический кружок, потом занялся лепкой. Затем сам воевал в Гражданскую.
После демобилизации в 1923 году переехал в Петроград, где поступил на скульптурный факультет Художественно-педагогического техникума (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха), который окончил в 1927 году (занимался под руководством В. В. Лишева). Впервые выставился в 1925 году в Ленинградском музее Революции, в 1920-е, 1930-е годы участвовал в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучал традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказали влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, на создание героических образов.
Вскоре после убийства Кирова и последующей его героизации был объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде, победила работа Томского. В работе над памятником Томскому помогали скульпторы В. В. Исаева, Р. К. Таурит, при участии архитектора Н. А. Троцкого. Памятник был открыт 6 декабря 1938 года. Об этой работе Томский писал: «Киров — живой, улыбающийся, обаятельный, такой великий и такой простой. Как хочется, хоть в бронзе, сохранить, запечатлеть его лицо, его речь, его походку. Но трудность этой задачи может сравниться разве только с ее ответственностью. Как в мертвом, холодном металле запечатлеть самое горячее, самое живое, ослепительно яркое — саму жизнь?»
Киров изображён в виде приветливого, величаво шагающего бронзового героя (вспомним, что его псевдоним Киров происходит от легендарного Кира), на нём его любимая фуражка, гимнастёрка и развивающееся пальто. В левой руке у него газета (вероятно, с речами Сталина и Кирова), а правой он показывает на недавно возникший здесь район, в преобразовании которого он принимал участие. Памятник соразмерен площади и перекликается с распложенным на Московской площади схожим по замыслу памятником Ленину, хотя и уступает в пластике и естественности аникушинского шедевра.
На гранитном пьедестале памятника Кирову нанесены барельефы: «Гражданская война», «Социалистическое соревнование» и «Радостный путь». Также приведена цитата из речи Кирова: «Товарищи, много веков тому назад великий математик мечтал найти точку опоры, для того чтобы, опираясь на нее, повернуть земной шар. Прошли века, и эта опора не только найдена, она создана нашими руками. Не пройдет много лет, как мы с вами, опираясь на завоевания социализма в нашей Советской стране, оба земных полушария повернем на путь коммунизма». Памятник удостоен Сталинской премии.
Во время блокады Ленинграда принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния города, возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с другими В. В. Исаевой, М. Ф. Бабуриным, Г. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным создал скульптурное панно «За Родину!».
В разное время выполнил множество памятников Сталину и Ленину в Ленинграде и других городах (например, Сталину у Балтийского вокзала, Ленину у Варшавского вокзала).
После войны работал в Москве, в его портретной галерее этого времени - военачальники, герои Великой Отечественной войны. За цикл портретов, памятник И. Р. Апанасенко и монументальные рельефы историко-революционной тематики (с соавторами, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949; ГТГ) — скульптор был награждён несколькими Государственными премиями. Руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток и работали над оформлением московского метрополитена. С середины 1950-х годов его манера лепки становится более пластичной; в образе появляется выразительный психологизм. В это время создаёт и малоизвестные произведения в жанре ню, отличающиеся хорошим знанием натуры.
С 1948 года преподавал и был ректором в Московском художественном институте.
Одновременно, с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.
Принимал активное участие в общественной жизни, защитил от сноса храм. Профессор, академик, член-корреспондент, президент Академии художеств СССР, член Союза художников СССР, член ВКП(б) с 1950 года. Делегат XXIV съезда КПСС, депутат Верховного Совета РСФСР 3, 6-10-го созывов.
Умер 22 ноября 1984 года в Москве.