240 лет со дня рождения Ореста Кипренского.
О великом русском художнике-портретисте читайте в нашей статье
Орест Адамович Кипренский родился 24 (13) марта 1782 года на мызе Нежинской, ныне деревня Нежново Кингисеппского района Ленинградской области. Был внебрачным сыном помещика А. С. Дьяконова, записан в семью крепостного Адама Карловича и Анны Гавриловны Швальбе. После получения вольной был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский, его учителями были Г. Угрюмов и Д. Левицкий. Награждался медалями за успешные работы, большой золотой медалью за полотно «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1805. Назначен пансионером для поездки в Италию, но из-за наполеоновских войн поездка была отложена.
В 1812 году получил звание академика за портреты: Его Императорского Высочества принца Голстейн-Ольденбургского; Лейб-гусарского полковника Давыдова; Шталмейстера князя Гагарина; Портрет А. И. Кусова; назначен советником и профессором Академии художеств.
Постепенно Кипренский становился мастером портрета. Его кисти принадлежат «Портрет А. К. Швальбе» (1804), в Италии его работу даже приняли за Рембрандта, портрет Е. В. Давыдова (1809), «портрет мальчика А. А. Челищева» (1811), портреты Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), автопортрет (1808), портрет поэтов К. Н. Батюшкова (1815), В. А. Жуковского (1816).
В 1827 году Кипренский написал портрет А. С. Пушкина, в котором он смог передать дух пушкинской поэзии. На портрет поэт ответил посвящением Кипренскому:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
После поездки в Европу Кипренский вернулся в Петербург в 1823 году и с успехом продолжил писать портреты. В этот период он большую часть времени проводил в Шереметевском дворце на Фонтанке, где граф Д. Н. Шереметев предоставил ему мастерскую для написания своего портрета.
Много лет, до конца жизни жил в Италии. В 1836 году, за три месяца до своей смерти, Кипренский женился на своей музе Анне-Марии Фалькуччи, для чего ему пришлось принять католичество. Анна-Мария была дочерью натурщицы, которая позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница», жила в доме художника и была близка с ним.
«Однажды утром натурщицу нашли мёртвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожжённый. Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито“ умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили убить. Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж».
Скончался художник в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких, был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием установлена стела с надписью:
«В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу.»
Также памятник художнику установлен на его родине в деревне Нежново.