150 лет назад в Петербурге открылась первая выставка художников-передвижников, дав начало знаменитому течению в искусстве России
В начале 60-х годов XIX века Россия переживала эпоху Великих реформ Александра II. Менялась вся жизнь, было отменено крепостное право, строилась новая страна. Конечно, новые веяния коснулись и искусства.
Частью реформ в области образования стали нововведения в Императорской Академии художеств, главном оплоте сохранения академических традиций в искусстве России. Но консервативные подходы процессу обучения привели к известному конфликту, когда 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, попросили заменить строго заданный сюжет на избранную самим художником тему. Последовал отказ и все 14 человек покинули Академию («Бунт четырнадцати»). Они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» и в 1870 году некоторые её члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок». Эти организации стали первой попыткой образования в России независимого объединения художников.
На своих передвижных выставках передвижники просвещали людей (и заодно продавали свои произведения). Передвижники противопоставляли себя академистам и заявляли о своём сближении с простым народом в поисках своих корней, создавая свои демократические произведения в реалистической манере. Среди известных членов Товариществ можно отметить В. Е. Маковского, К. В. Лемоха, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, Н. Е. Маковского, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. Д. Поленова, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина, П. А. Брюллова, А. К. Беггрова, Н.Н. Ге и др.
11 декабря (29 ноября) 1871 года в стенах Академии художеств открылась первая выставка «Товарищества передвижных художественных выставок».
Выставка прошла успешно и стала значительным событием в культурной жизни России. На экспозиции были представлены портреты Ивана Крамского, картина Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея», пейзажи Ивана Шишкина, жанровая сценка Василия Перова «Охотники на привале», пейзаж Алексея Саврасова «Грачи прилетели», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный».
Важную роль в продвижении передвижников играл известный искусствовед В. В. Стасов и коллекционер и меценат П. М. Третьяков, который приобретал в свою знаменитую галерею их произведения.
Выставки проходили успешно во многих городах Российской империи. Последняя, 48-я выставка состоялась в Москве в 1923 году.
