255 лет назад родился Платон Зубов. О великом государственном деятеле, последнем фаворите Екатерины II, участнике заговора против Павла I - читайте в нашей статье
Платон Александрович Зубов родился 26 (15) ноября 1767 года в семье дворянина Александра Николаевича Зубова, управляющего имениями графа Николая Ивановича Салтыкова. Все дети в семье Зубовых получили домашнее образование, у Платона была хорошая память и он неплохо играл на скрипке. Ростом не отличался, был «гибок, мускулист и строен; у него был высокий лоб и прекрасные глаза».
С восьми лет записан сержантом в Семёновский лейб-гвардии полк, с 1779 года он - вахмистр в Конной гвардии (служил на Конногвардейском бульваре). Отец лишних денег не давал и Платону приходилось подрабатывать - «играть квартеты на скрыпке». С 1784 года благодаря Салтыкову был произведён в корнеты (низший офицерский чин).
Вскоре на ладного офицера обратила внимание императрица Екатерина II и Платон стал разыгрывать карту несчастного влюбленного, заручился поддержкой придворных дам, которые уверяли императрицу, что Зубов питает к ней чувства.
Летом 1789 года Зубов уже каждый вечер проводил в её покоях, получал подарки и был произведён в полковники и в флигель-адъютанты Екатерины. Жил во флигель-адъютантских апартаментах Екатерининского дворца в Царском Селе. Этот дворцовый корпус в стиле классицизма был специально построен для фаворитов Екатерины в 1785 году по проекту архитектора Ю.М. Фельтена, до этого здесь жили Потёмкин, Ланской и Дмитриев-Мамонов. Позже, по имени своего известного проживающего он получил название Зубовский флигель (корпус).
Любимыми занятиями Зубова в Царском Селе были запускать бумажных змеев, играть с дрессированной мартышкой и охотиться. Однажды движение по Царскосельской дороге было перекрыто – молодой барин со свитой выжидал зайца в засаде.
Братьев Зубовых Екатерина называла «милые дети» — её трогало их прямодушие, благородство и прекрасный характер, главнокомандующему действующей армией Потёмкину она писала:
«Мне очень приятно, мой друг, что вы довольны мною и маленьким Чернявым. Это довольно милое дитя, имеющее искреннее желание делать добро и вести себя хорошо; он вовсе не глуп, имеет доброе сердце и, надеюсь, не избалуется. Он сегодня одним росчерком пера сочинил вам милое письмо, в котором обрисовался, каким его создала природа».
Так Зубов получал графское достоинство, огромные поместья и почести. Несмотря на возвышение нового любимца, у императрицы сохранялись определённые чувства к Потёмкину, между ними происходила конкуренция. Князь продолжал получать почести от Екатерины и пытался устранить соперника со своего пути. После смерти Потёмкина в 1791 году значение Зубова стало расти - он занял многие должности, которые занимал князь, стал генерал-фельдцейхмейстером, новороссийским генерал-губернатором, начальником Черноморского флота, екатеринославским и таврическим генерал-губернатором.
Современники не считали Зубова выдающимся умом - за него управляли его секретари.
Желая остаться в памяти потомков великим государственным деятелем, Зубов представил императрице фантастический проект по захвату у Турции Константинополя, ради этого был начат высокозатратный Персидский поход 1796 года.
После внезапной смерти Екатерины в ноябре 1796 года положение Зубова зашаталось – Павел не терпел того, что было связано с его матерью. Зубов упал к ногам Павла, и тот успокоил его:
«Друг матери моей будет всегда и моим другом».
Новый император сделал поистине царский подарок на день рождения Зубова – он купил для него дом Мятлева на Морской улице и приказал отделать его как дворец. В этот день рождения - 26 (15) ноября 1796 года Павел навестил Зубова в новом особняке – тот упал к его ногам и император снова проявил свою милость: «Кто старое помянет, тому глаз вон».
Но опала была неминуема. Вскоре было назначено расследование, за растраты в правление Зубова ему был выставлен огромный счёт. Он был вынужден выехать за границу, его имения были отобраны в казну.
За границей Зубов сблизился с дипломатом Н. П. Паниным, с которым вместе затеял заговор против Павла. В 1800 году Зубов вернулся в Россию и получил обратно свои конфискованные имения благодаря Кутайсову. Он понимал опасность снова попасть в немилость и стал участвовать в подготовке убийства императора.
В роковую ночь на 12 (24) марта 1801 года заговорщики поднимались по лестнице Михайловского замка, но Зубов вдруг засомневался. Беннигсен возмутился:
«Как! вы завели нас сюда, а теперь хотите уйти?»
Зубов взял себя в руки и одним из первых ворвался в опочивальню императора, но, увидя, что никого нет, воскликнул: «Мы погибли!»
Но когда Павла нашли, несчастный спросил Зубова: «Что вы делаете, Платон Александрович?» Тогда тот почтительно ответил: «Мы пришли от имени родины просить Ваше Величество отказаться от престола, потому что на Вас находят иногда моменты умопомрачения. Неприкосновенность Вашей личности и приличное содержание гарантируются Вашим сыном и государством».
В смертельной потасовке Зубов не участвовал, только заметил: «Боже мой, как этот человек кричит! Это невыносимо!».
При Александре I положение Зубова было снова непрочным. Последние годы жизни он провел в своих поместьях в Прибалтике, где он ушёл в домашнее хозяйство и, при всём своём богатстве, вёл крайне экономный образ жизни, его крестьяне голодали. Соседи говорили, что он в подвалах замка любил любоваться своими сокровищами (через 8 лет после смерти графа Пушкин напишет своего «Скупого рыцаря»). В 1821 году он женился на дочке помещицы и вскоре умер - (7) 19 апреля 1822 года в курляндском замке Руэнталь.
В 1900 году в одном из памятников Екатерине II, в её подножии, были изваяны её сподвижники, де Рибас, де Волан, Потемкин и Платон Зубов.
