Не все их слышат, но поэты влюбленные и экскурсоводы слышат, и помогают услышать всем, кто этого пожелает.
Рассказывает Игорь Воеводский
В 1904 году он получил Нобелевскую премию по литературе с формулировкой:
"За свежесть и оригинальность поэтических произведений, которые правдиво отображают дух народа".
Фредрик Мистраль - уроженец Прованса - одного из самых прекрасных, самых поэтичных и не похожих ни на что другое регионов Франции. В Провансе самобытно всё: от истории - до языка, от природы, до сливающихся с ней древнихъ мостов, театров, соборов... Возрождение национального языка, создание пропитанной народными легендами поэзии на окситанском наречии и было заслугой Мистраля.
ПРИЧАСТИЕ СВЯТЫХ
Из церкви Сен-Трофим смиренно
Она нисходит в мрак ночной.
С портала вниз проникновенно
Глядят ей вслед сквозь дым свечной
Каменноликие святые.
Ее благословляя путь,
Глядят на улицы пустые
Не в силах взор свой отвернуть.
Ей, целомудренно красивой,
В толпе, заполнившей собор,
Не слыть улыбчивой, болтливой -
Когда псалмы выводит хор,
Ей мнится - в час богослуженья
Она в раю. Гремит орган.
Незримо ангелов круженье
Над песнопеньем прихожан.
Но гаснут свечи литургии.
Святые камни смотрят вниз
И на нее. Что им другие -
Ведь ею узнан парадиз.
Взирают с высоты портала,
Суля ей милость высших сил.
Ночь безмятежная настала,
И Жан Святой заговорил:
«Пусть эту девочку не ранит
Сей Грозный мир - боготворя
Судьбу, пускай монашкой станет
В убежище монастыря».
«Ты прав, - Святой Трофим ответил, -
Но в церкви мне она нужна.
Как диск луны во мраке светел,
Так в мире суетном - она».
Святой Гонорий молвил братьям:
«Стемнело и подлунный свет
Окутал дол прозрачным платьем
И нам пора прервать совет, -
Открыта в Алискамп дорога,
Сойдя с порталов обжитых,
Пора лететь на мессу Бога,
Встречать Туссен - день всех святых».
Покрыв накидкой голубою,
Одев в тончайшие шелка,
Возьмем же девочку с собою!» -
Так говорил Святой Лука.
И вот четыре изваянья
Летят над крышами домов.
А следом - дивное сиянье
Души, покинувшей альков.
А поутру своим домашним,
Недетской радостью полна,
О сновидении вчерашнем,
Смеясь, поведала она -
На праздник в Алискампе ночью
Приморский бриз ее принес.
Там видела он воочью
Как мессу отслужил Христос.
Арль, апрель 1858
Это стихотворения Фредерика Мистраля посвящено конкретному порталу конкретного собора. Портал этот настолько поэтичен, что появление стихотворения кажется абсолютно закономерным.
Речь идет о западном портале собора Святого Трофима в Арле.
Каждый раз, приехав в Арль, я застываю перед ним, стремясь удержать в памяти (а по возможности – отснять) все фигуры, украшающие фасад.
Зачем отснять?
Разглядывая на компьютере фотографии, увеличивая их, можно увидеть то, что не заметил на месте, когда мало времени и много отвлекающих моментов, когда издалека плохо видны детали.
Нынешний собор был построен в XII веке на месте раннехристианского храма V века. Западный фасад, длинный неф и трансепт собора сохраняют первоначальный вид, в то время как апсида и клуатр, построенные в XV веке, относятся к готическому стилю.
Портал этот - настоящая триумфальная арка, выступающая далеко вперед от плоскости стены, украшенная колоннами и множеством скульптур и рельефов.
Базы и капители колонн украшены тонкой и богатой резьбой, а сами колонны вырезаны из темно-серого мрамора, контрастирующего с белым камнем, из которого вырезано все остальное.
Фигуры святых в два-два с половиной раза выше, чем фигуры на рельефных фризах. Впрочем, давайте не спеша, рассмотрим все детали.
В центре портала над воротами изображен Иисус в окружении символов Евангелистов (крылатого льва, ангела, орла и крылатого быка). Бросается в глаза ряд подробностей: Иисус изображен босым! Орёл держит в когтях свиток, а остальные животные держат библию. Над тимпаном с Иисусом парят ангелы. Самые верхние трубят в трубы.
Ниже тимпана с Иисусом располагаются двенадцать апостолов. Они сидят попарно и также держат в руках библию.
Слева и справа от апостолов располагаются сцены Страшного суда. Слева души праведников следуют в рай, справа чреда грешных душ отправляется в ад.
На фото (см. ниже: галерея): Верхний фриз изображает шествие праведников, ритмичное, но несколько монотонное. Души изображены в одних и тех же позах и ракурсах. Отличаются только мужские и женские фигуры. Нижний фриз (под шествием) изображает евангельские события. Слева - Бегство в Египет, в центре - Избиение младенцев, справа - Волхвы на конях.Правая часть портала. Фриз над колоннами - шествие грешников в ад. Все они скованы цепью. Под ними на фризе овцы (паства, простой народ) и ниже скульптуры святых. Обратите внимание на украшения баз колонн. Слева - Даниил во рву со львами.
В верхнем фризе мы видим завершение пути грешников. У двери в ад их встречает архангел с обнаженным мечом. Спасения нет, и они в ужасе прикрывают рукой глаза, чтобы не видеть то, что ждет их за дверью.
Фриз с шествием праведников и грешников имеет высоту около метра и вынесен вперед. Он покоится на колоннах, о которых уже говорилось, а ниже (за колоннами) располагается еще один рельефный фриз, чуть меньшего масштаба с евангельскими сюжетами. Мы видим Бегство в Египет, Избиение младенцев и Волхвов.
Поэтому святые так легко ожили и заговорили в стихотворении Фредерика Мистраля.
Мы увидим собор Арля в туре "Прованс. Цветение лаванды". Подробности:
https://eclectica.ru/catalog/5394/