160 лет назад родился Савва Морозов. О великом предпринимателе и меценате, имя которого ассоциировалось с благотворительностью в России, читайте в нашей статье
Савва Тимофеевич Морозов родился 15 (3) февраля 1862 года в Зуеве, в Московской губернии. Родом из старообрядческой купеческой династии Морозовых, его предком был рыбак из старообрядцев поморского согласия.
Основатель династии, Савва Морозов-старший, был крепостным ткачом в Зуеве, организовал свою фабрику, в 1820—1830-е годы выкупил себя и сыновей из крепостных, был зачислен в купцы первой гильдии, затем Морозовы получили потомственное почетное гражданство, имели свой дом в Москве. Их делом было «Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и К°». Отцом нашего героя был Тимофей Саввич Морозов, промышленник, соучредитель крупнейшего банка в России - Волжско-Камского банка с головным офисом в Петербурге (Невский пр., 38, угол с Михайловской ул., 4).
Савва Тимофеевич Морозов окончил московскую гимназию, Императорский Московский университет с дипломом химика (в 1887 году), написал исследование о красителях, общался с Менделеевым.
В 1883 году стал одним из учредителей Русского гимнастического общества.
Учился в Кембридже, где знакомился с организацией текстильного дела на английских фабриках.
По возвращении из Англии Морозов с женой приобрели в Москве участок, на котором по проекту архитектора Фёдора Шехтеля в 1898 году был построен особняк, ставший одним из первых замечательных образцов московского модерна. Интерьеры оформлял сам Михаил Врубель.
Салон Морозовых стал одним из центров культурной жизни Москвы. Его жена Зинаида Григорьевна приглашала известных деятелей политики, культуры и искусства России - здесь бывали Сергей Витте, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, Антон Чехов, Владимир Немирович-Данченко, Исаак Левитан, Александр Бенуа. Часто пел в особняке Фёдор Шаляпин. Князь Щербатов вспоминал эти вечера:
«Таким интересным явлением был вновь выстроенный дворец огромных размеров и необычайно роскошный в англоготическом стиле на Спиридоновке... Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова, большого ума, с прирождённым тактом, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием.»
Говорили о несметном богатстве Морозова, хотя сам он был скромен. Был большим тружеником, оспаривал известный афоризм философа «мыслю, следовательно, существую»:
«Не согласен я с Декартом в этой формулировке. Мышление — процесс, замкнутый в самом себе. Он может не прейти вовне, оставаясь бесплодным и неведомым для людей. Мы не знаем, что такое мышление в таинственной своей сущности, но знаем, где его границы… Я говорю: работаю, значит, существую. Для меня очевидно: только работа расширяет, обогащает мир и моё сознание».
Он оставил о себе память как меценат, жертвовал деньги на строительство приютов и больниц, имел своих стипендиатов в вузах страны, а некоторые из них обучались за границей. Морозовские рабочие отличались грамотностью по сравнению с другими рабочими.
Оказал поддержку Московскому художественному театру, Станиславский ему как-то сказал: «…внесённый Вами труд мне представляется ПОДВИГОМ, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…»
У двух известных купцов-меценатов Саввы Морозова и Саввы Мамонтова было много общего. Оба носили одно имя, оба любили и поддерживали искусство, особенно театр, оба закончили жизнь трагически.
Морозов был связан с революционным движением, финансировал издание газеты большевистских газет, нелегально провозил на свою фабрику запрещённую литературу и типографские шрифты, прятал от жандармов большевика Н. Э. Баумана, дружил с Максимом Горьким, был близко знаком с Леонидом Красиным.
Умер при невыясненных обстоятельствах вскоре после Февральской революции (13) 26 мая 1905 года в Каннах, куда Морозов с женой поехали на лечение.
После его смерти жена продала особняк в Москве другому известному промышленнику и меценату Михаилу Рябушинскому (ныне здесь музей).
Собранные Морозовыми коллекции произведений французских художников являются одними из лучших в мире и хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга (в Эрмитаже).
История развития меценатства и предпринимательства в России – одна из постоянных тем исследования авторов Эклектики. В туре «Тверь и Клин» мы посещаем Морозовский городок – аналог петербургского Нобелевского городка. Его начали строить в середине XIX века для рабочих Тверской мануфактуры бумажных изделий. Там были казармы для рабочих, родильный дом, школа, театр, полицейский участок. Фактически, это был один из первых в России опытов проектирования микрорайона. Здания строились с применением новейших материалов и технологий и представляют собой памятник архитектуры стиля модерн.
https://eclectica.ru/catalog/7592/