Отстукав на клавишах это название, я задумался: а подходит ли оно?
Ведь на берегах озера Меларен расположен не один, а несколько красивых замков и даже действующая резиденция шведских королей – Дроттнингхольм. И всё же замок Скуклостер, о котором я хочу рассказать, абсолютно уникален.
Игорь Воеводский
Отстукав на клавишах это название, я задумался: подходит ли оно? Ведь на берегах озера Меларен расположен не один, а несколько красивых замков и даже действующая резиденция шведских королей – Дроттнингхольм. И всё же замок Скуклостер, о котором я хочу рассказать, абсолютно уникален.
Его основатель, Карл Густав Врангель, был богатейшим рыцарем своего времени. Он родился в 1613 году в семье фельдмаршала Германа Врангеля и уже с 14 лет начал службу в армии. В 28 лет он стал генералом, а в тридцать – адмиралом шведского флота. В битвах Тридцатилетней войны он нанёс сокрушительные поражения войскам католиков и некоторое время правил Баварией и Померанией. Врангель успешно сражался на суше и на море. 6 сентября 1658 года он захватил знаменитый замок Кронборг в Хельсингёре (который называют замком Гамлета). Датчане и сейчас рассказывают о том, какие ценности, какие фонтаны вывезли шведы из замка. Некоторые из этих фонтанов как раз украшают королевскую резиденцию Дроттнингхольм.
Врангель не страдал излишней робостью. В двадцатилетнем возрасте посватался к сестре короля, но получил отказ. Став успешным военачальником и обладателем огромного богатства, он вновь поразил современников, женившись на Анне Маргарете фон Хаугвитц, происходившей из совсем небогатой семьи. Вероятно, это был брак по любви, а не по расчету. Портрет его красавицы жены висит в зале, с которого начинается экскурсия по замку.
К началу строительства Скуклостера Карл Врангель уже владел несколькими замками в Германии и Швеции. Его стокгольмский дворец был самым большим в городе после королевского. Но это не помешало фельдмаршалу заняться превращением отцовского дома (построенного на развалинах монастыря) в роскошный замок. Замок, который стал подлинным шедевром шведского барокко.
Первые чертежи нового дворца были сделаны архитектором Каспаром Фогелем. В строительстве и отделке участвовали и столичные архитекторы Жан де ла Вале и Никодемус Тессин Старший.
Впрочем, уникальность дворца не только в прекрасной архитектуре. Уникальна его история и то состояние, в котором он дошёл до нашего времени. Большинство замков за столетия своей истории не раз меняли своих хозяев, меняли предназначение. Каждый новый владелец перестраивал замок на свой вкус. Многие замки, утратив военное значение, использовались как зернохранилище или тюрьма. Скуклостер ждала совсем другая судьба. После смерти Карла Густава Врангеля дворец достался его дочери Маргарете Юлиане. Маргарета вышла замуж за Нильса Брахе. Он был представителем не менее богатого рода, чем род Врангелей, и также владел не одним замком. Живя в других замках, Маргарета и Нильс Брахе решили сохранить замок Скуклостер в первозданном виде и в 1701 году распорядились запретить его продажу, как и продажу любых его украшений и коллекций. Благодаря этому замок из поколения в поколение передавался в первозданном виде.
В 1930 году умер последний представитель рода Брахе – Магнус Пер Брахе. Замок унаследовал его племянник. В 1967 году он продал замок государству. Таким образом, сегодня замок внутри и снаружи выглядит так, как при своём первом владельце.
Что же мы видим, входя в замок?
Коридоры, обращённые огромными окнами в квадратный внутренний двор, пестрят текстами на разных языках. Это цитаты из древних латинских авторов или высказывания людей XVII века. Граф увидел цитаты на стенах одного из европейских замков и поспешил обзавестись подобными в своём собственном. Двери, ведущие в жилые помещения, украшают довольно наивные портреты римских императоров. Зато парадные покои завешены великолепными портретами королей и многочисленных членов семьи Врангелей.
Вглядитесь в портрет хозяина замка. Со шпагой в руках он гордо сидит на коне, замершем, поднявшись на задних ногах. Так позволялось рисовать только королей. Видимо, граф пожелал выглядеть как король. В том же зале висит и портрет его жены Анны-Маргариты. Глядя в лицо этой модно одетой и модно причесанной красавицы, нетрудно понять, почему Врангель женился на ней несмотря на отсутствие богатого приданного. Платье открывает прекрасные плечи графини, её шею обвивает жемчужное ожерелье, на руках – жемчужные браслеты в несколько нитей, на груди – дорогая брошь. Губы ярко накрашены, тёмные глаза спокойно смотрят на вас.
Рядом на стенах – портреты одиннадцати детей Карла Густава и Анны-Маргариты. В XVI веке медицина была не слишком сильна, и до взрослого возраста дожили только три дочери графа. Бросается в глаза разница между портретами графа, графини и детей. По-видимому, портреты родителей писал модный европейский художник, а портреты детей – менее дорогой шведский. Кстати, один из портретов сыновей можно увидеть сначала в одном зале, а затем, в зеркальном отображении – в другом. Зачем было так сделано? Бог знает.
Почти каждый зал замка украшает роскошная барочная печь со множеством рельефов и фигур. Но эти печи – бутафория, созданная исключительно для демонстрации богатства графа, ведь они сделаны из… папье-маше и только раскрашены под камень. Разумеется, их никогда не топили. И роскошная кровать с балдахином, стоящая в парадной спальне, тоже не использовалась. Кровать, на которой спал маршал, видна сквозь открытую дверь в соседней комнате. Тем не менее, в замке много уникальной дорогой мебели XVII века, венецианских зеркал, модных часов. В одном из залов стоит клавишный музыкальный инструмент на четыре с половиной октавы. В этом же зале висит стеклянная люстра. От времени её стекло слегка помутнело, и стеклянные шарики стали походить на сверхкрупный жемчуг. Люстры пока не касалась рука реставраторов, и чтобы предохранить её от малейших сотрясений, комнаты над этим залом закрыли для посещения.
Люстра свисает с раскрашенного лепного плафона, изображающего Святого Георгия, сражающегося с немного смешным драконом. По углам зала на потолке располагаются аллегории четырёх сторон света. Вероятно, автор изображения сам не бывал в Азии и Африке и знал экзотических животных только по чужим описаниям. Посмотрите, какие лапы он нарисовал крокодилу.
Поскольку все вещи в замке на протяжении столетий оставались на своих местах, мы можем увидеть не только часы, музыкальные инструменты, но и бронзовую грелку, которой грели постель, и обитое тканью сидение с отверстием для ночного горшка.
В замке хранится замечательная коллекция оружия. Маршал и адмирал, Врангель собрал множество арбалетов, пики, доспехи, разнообразное огнестрельное оружие. Как во многих немецких кунсткамерах XVII века, рядом с оружием можно увидеть хитроумные замкú, макеты, панцири экзотических животных и даже бивень нарвала. Этому рогу (считая его рогом единорога) в XVII веке приписывали различные магические свойства.
Замок представляет огромный интерес для историков своим недостроенным залом. Огромный зал, один из самых больших в Северной Европе XVII века, не успели отделать внутри, и он остался таким, как будто строительные рабочие только что вышли из него, оставив на месте все свои инструменты.
Замысел Карла Густава Врангеля не был осуществлён до конца из-за его смерти. Но благодаря уникальной сохранности он представляет особый интерес.
Кстати, в замке многие столетия хранился Смоленский архив. Когда-то его захватили и увезли к себе поляки. А затем шведы, вероятно, под предводительством Врангеля, захватили его у поляков. Изучать его начали в XIX веке и изучают до сих пор. Правда хранится он теперь в одном из стокгольмских архивов.
Рядом с замком растут древние липы. Их стволы испещрены огромными дуплами и просматриваются насквозь, но деревья шелестят листвой и не сдаются времени.
Несколько в стороне от замка располагается церковь. Она выглядит намного старше замка, ибо досталась Врангелям от монастыря. В ней и нашел покой бравый маршал, чьё имя когда-то наводило страх на монархов католических стран.
Замок Скуклостер – поистине - шедевр североевропейского барокко, и я с удовольствием включаю его в свои туры по Швеции.