Шагал поселился на Лазурном берегу в 1966 году. Его, как и других художников, привлек особый средиземноморский свет.
Семидесятилетний художник подарил французскому государству коллекцию картин на библейские сюжеты и продолжал дарить картины после создания музея. Он участвовал в проектировании здания музея вместе с архитектором Андре Эрманом.
Музей открылся в день восьмидесяти шестилетия Шагала 7 июля 1973 года. Одноэтажное здание широко раскинулось в саду, окруженное невысокими серебристыми оливами.
Самое яркое впечатление в экспозиции производят 17 полотен на библейские сюжеты, размещенные в центральном зале. Художник сам указал куда поместить каждое из них.
Интерпретация Шагалом библейских сюжетов существенно отличается от канонической. Выросший в черте оседлости, воспитанный в иудаизме, бунтовавший против религиозных догм, он удивительным образом совмещает в своих полотнах христианство и иудаизм, крест и семисвечник, религиозный наряд ортодоксального иудаиста и христианские символы.
Яркие локальные краски превращают каждую картину в праздник, в пылающий костер. Это не мешает художнику передать трагизм изображаемых событий. Порой, как в иконе, совмещающей сразу несколько сюжетов или несколько событий в жизни одного святого, одни и те же персонажи изображаются на картине несколько раз. Художник одновременно лаконичен и многословен. Цвет становится дополнительным носителем информации.
Например в картине «Жертвоприношение Исаака» правый нижний угол, где расположен Авраам залит багровым кровавым цветом, передающим всю остроту, весь трагизм момента. Для Шагала это не просто цвет крови, но и цвет холокоста. Фигуры в правой верхней части полотна в темных охристых тонах предсказывают страдания еврейского народа. А холодные сине-голубые краски заливают левый верхний угол с летящим ангелом.
Иной яркий, сочный красный цвет наполняет картину «Авраам и три ангела». Этот цвет Шагал унаследовал от русской иконы новгородского письма, также, как белоснежный цвет крыльев ангелов. Этот красный и этот белый цвета создают ощущение праздника. Этот красный цвет в интерпретации Шагала несет еще одну функцию: это – цвет любви.
В зеленый и синий цвета погружены райские растения и фантастические существа на картине «Рай». На их фоне выделяются белое облако и белые тела Адама и Евы слившихся в единое целое (все описания искусствоведов обращают внимание на то, что художник изобразил Адама и Еву, как единое целое: с двумя руками и тремя ногами).
В картине «Изгнание из Рая» синий цвет принимает другое значение: он являет мощную силу, изгоняющую согрешивших из рая. Синяя полоса мощным потоком направляется параллельно раме картины слева направо и как бы выталкивает Адама и Еву, улетающих на красном петухе, за край картины. Множество обитателей рая в ужасе разлетается от них в разные стороны.
В ярких красках написаны «Сотворение человека» и «Моисей получающий скрижали».
В обоих полотнах огромное количество героев и символов. Так слева от Моисея под горой иудеи поклоняются золотому тельцу, а справа царь Давида с семисвечником.
Каждая картина библейской серии – яркий праздник цвета, даже если она имеет трагическое содержание.
Музей обладает самой большой коллекцией картин, литографий, рисунков и гуашей Шагала, и часть музейных залов имеет временные экспозиции.
В июле 2015 года в нескольких залах были представлены литографии, в которых герои – влюбленные, ангелы и другие герои изображаются парящими над ночной Ниццей.
Море и Английский бульвар в поздние годы заменили Витебск. Кроме работ 50-х, 60-х годов в музее можно увидеть и более ранние работы, и это позволяет проследить как менялась палитра художника.
Текст и фотографии - Игорь Воеводский