(Продолжение. Начало: https://eclectica.ru/info/articles/scandalous_masterpiece/)
Даже великий и сильный творец может сломаться, когда неудача в творчестве накладывается на катастрофу в личной жизни. Но Бернини справился.
Игорь Воеводский о шедевре Джанлоренцо Бернини
Скандальный шедевр
Игорь Воеводский
(Продолжение. Начало: https://eclectica.ru/info/articles/scandalous_masterpiece/)
Даже великий и сильный творец может сломаться, когда неудача в творчестве накладывается на катастрофу в личной жизни. Но Бернини справился. Или ему опять повезло?
Недовольство Папы и скандал неожиданно обернулись возможностью сделать заказы Бернини более доступными. До катастрофы «в очереди стояли» монархи, политики (Людовик XIV, Карл I, кардинал Решелье). Опала скульптора позволила пробиться с заказом кардиналу «пониже рангом» – Федерико Корнаро.
Впрочем, род Корнаро был весьма знатным (из него когда-то венецианцы выбрали королеву Кипра).
Кардинал покровительствовал нищенствующему ордену кармелиток. Федерико Корнаро задумал создать в церкви Санта-Мария делла Витториа семейную капеллу посвящённую покровительнице кармелиток – Святой Терезе.
Федерико Корнаро предложил Бернини огромную сумму 12 000 скудо. Борромини столько платили за строительство целой церкви. И Маэстро решил создать новый шедевр, который бы перекрыл все его неудачи и заставил вновь говорить о нём весь Рим.
Святая Тереза – испанская монахиня с довольно сложной биографией была для этого самым подходящим персонажем. О своей судьбе она сама рассказала в книге «Моя жизнь», и книга давала богатейшую почву для исполнения замысла скульптора. Тереза Авильская жила в XVI веке, а причислена к лику святых была только в в 1620-х годах.
Святая была «непростая», и когда Папа Римский предложил испанской церкви кандидатуру Терезы и Сант-Яго –де Компостела в покровители, выбор испанцев пал на Святого Яго, а не на несколько двусмысленную Святую Терезу.
Дочь богатого купца и внучка еврея, принявшего христианство, чтобы избежать гонений, Тереза росла настолько своевольной, что отец, в конце концов, поставил её перед выбором: замужество или монастырь! Девушка выбрала монастырь, полагая, что монахини живут свободнее, чем замужние испанки. Реалии оказались другими, и противостояние с монастырскими порядками едва не убило девушку. Она тяжело заболела и монахини сочли её умершей. На похороны вызвали отца, и он потребовал не хоронить дочь, так как она не умерла. Через четыре дня «умершая» открыла глаза. Вот как она описала в книге своё состояние после пробуждения:
«Мой язык был весь искусан, потому что я была очень слаба и ничего не ела, и даже вода не поступала в организм. Я чувствовала себя так, будто все мои кости смещены, в мозгу у меня царил полный хаос. Я пролежала все эти дни в мучениях, словно связанная узлом, не могла двинуть ни ногой, ни рукой, как труп. По-моему, единственное, что у меня шевелилось, – это мизинец».
Как видите, монахиня очень подробно описывает своё телесное состояние и ощущения. В таком же духе она описывала и происходившие с ней чудеса: левитацию, когда монахини держали её за края одежды, чтобы она не взлетела под потолок, явление ангела …
Кульминация всех видений, которую Бернини избрал для изображения в капелле Корнаро, произошла, когда Терезе было уже за сорок. Она долгие годы боролась с являвшимися ей демонами. Боролась жаркими молитвами и самобичеванием. И вот как она описывает это кульминационное видение.
«На меня снизошел такой восторг, что я чувствовала, словно поднимаюсь ввысь, вырываясь из своей земной оболочки. Он был абсолютно реален, никакого сомнения. Впервые Господь даровал мне такой экстаз. Я услышала Его слова: „Я хочу, чтобы ты говорила не с людьми, а с ангелами“
<… >
Вблизи от меня… возник ангел, имевший человеческий облик… он был невысок, но очень красив, лицо его сияло, как у небесных ангелов, которых, кажется, объемлет пламя… В руках у него было золотое копье, чей наконечник выглядел как огненная стрела. У меня возникло ощущение, что он проткнул копьем несколько раз мое сердце и все мои внутренности. Затем он, казалось, вытащил их вместе с копьем, а внутри у меня остался лишь огонь огромной любви к Богу. Боль была такой сильной, что я застонала. Но эта же боль приносила огромное наслаждение, и не хотелось, чтобы она кончалась; удовлетворить мою душу мог только сам Бог. Боль была не физической, а духовной, хотя тело участвовало в этом процессе – и в немалой степени».
Подобное описание духовного экстаза через абсолютно телесные ощущения, описание практически совпадающее с описанием оргазма, давало возможность Бернини проявить весь свой талант. К тому времени под его резцом мрамор не раз превращался в нежнейшее женское тело, его героини вырывались из рук похитителя, превращались в дерево и, казалось, на глазах зрителя покрывались древесной корой. Он изображал старческую немощь и красоту мужчины, полного сил и страсти.
В капелле Корнаро Бернини задумал воплотить духовный экстаз, совпадающий с переживанием высочайшего физиологического наслаждения. Возможно, после историей с Констанцей, раскаяния и обретения равновесия в законном браке он испытывал потребность создать нечто особенное для бога. Впрочем, об этом можно только строить догадки. В реалии же несомненно, что отпущенные средства позволяли Бернини использовать самый дорогой мрамор и металл, добавить живопись, чтобы превзойти все свои предыдущие достижения. И это ему удалось!
Когда я впервые привел группу в церковь Санта-Мария делла Витториа, один из туристов, прекрасный знаток итальянского искусства застыл в изумлении. Он знал эту работу по многочисленным фотографиям, но не знал, что помимо главной части, о которой пишут и подробно рассказывают, которую воспроизводят в фотографиях, которая приковывает всё внимание зрителя, справа и слева от неё располагаются две вырезанные из мрамора театральные ложи с сидящими в них мраморными представителями семейства Корнаро. Но о них мы еще поговорим, «главное событие» происходит как бы на сцене в глубине капеллы.
Созданная скульптором композиция изображает ангела с коротким дротиком (хотя святая писала о копье) в руке и молодую прекрасную женщину полулёжа парящую на облаке в состоянии самого высокого аффекта. Её тело абсолютно ей неподвластно, левая рука и левая босая нога свесились с облака, как с ложа. Складки её одежд, кажется, колышутся следом за непроизвольными движениями женщины. Лицо Терезы запрокинуто вверх, глаза полуоткрыты а изо рта, кажется вырывается полный неги стон.
Ангел, хоть и обладает крыльями, кажется прекрасным юношей. Он с улыбкой следит за тем, какие ощущения испытывает женщина. Он видимо уже несколько раз пронзал грудь женщины своим орудием и наслаждается её реакцией. Он совсем ещё юн, почти мальчик. У него нежные руки, нежная кожа на обнажённой груди и пухлых щеках. Рука с дротиком абсолютно расслаблена, левой рукой он придерживает край платья женщины.
Разная обработка мрамора позволяет Бернини превращать один и тот же белоснежный камень то в рыхлую поверхность облака, то – в нежную женскую кожу, то – в полное мелких складок одеяние ангела. Кстати, при внимательном рассмотрении заметно, что одеяние ангела «сделано» из совсем лёгкой воздушной материи, в то время, как одеяние монахини – из гораздо более плотной и тяжёлой ткани. Композиция располагается на фоне светлого пятнистого серо-коричневого мрамора и позолоченных бронзовых лучей.
Бернини был не только успешным скульптором, художником и архитектором, но с успехом писал пьесы, ставил спектакли и делал к ним декорации. Не удивительно, что и в капелле Корнаро Бернини использовал чисто театральные эффекты. Специально для усиления эффекта он сделал в северной стене дополнительное окно.
А в своде нда скульптурной группой сделал отверстие, чтобы естественный свет из окна падал на скульптуру в том же направлении, в котором нисходят бронзовые лучи. (На месте я не смог этого увидеть, но "копаясь" в интернете, нашёл, что в отверстие скульптор вставил витраж с желтыми стёклами, чтобы придать естественный свету оттенок, близкий к позолоченным бронзовым лучам).
Композицию, как сцену обрамляют колонны из зеленого и темного, с большими светлыми включениями, мрамора и плиты желто-коричневого мрамора. Театральность композиции усиливается ложами, о которых я уже писал. В них непринуждённо расположились члены семейства Корнаро. Они, как бывает, зрители в театральной ложе, не так уж и заняты происходящим «на сцене». Некоторые оживлённо беседуют повернувшись друг-к-другу.
В левой ложе пара увлечена беседой, и один из участников отвернулся от "сцены", чтобы не только слышать собеседника, но и смотреть ему в глаза. Ближайшая «к сцене» пара, наоборот, даже сверяет по книге происходящее, как будто проверяет точность изложения.
Вглядитесь внимательнее в эти ложи, и вы увидите, с каким невероятным мастерством Бернини моделирует в барельефах пространство за спинами и над головами "зрителей". Построение перспективы настолько безупречно, что мы отлично представляем себе весь зал с колоннами и сводом, открывающийся взору за аркой, украшенной роскошным светло-коричневым мрамором.
В правой ложе из четверых членов семьи только один смотрит "на сцену". А трое настолько увлечены беседой, что совсем отвернулись от "сцены". Ближайший к нам - что-то рассказывает, помогая себе жестами, а двое других внимательно слушают его, развернувшись к рассказчику всем корпусом. В этой группе вторым справа изображён заказчик Бернини – кардинал Федерико Корнаро.
Всё это совершенство располагается под расписанным фресками и усеянным летящими белоснежными гипсовыми ангелами сводом. И весь барочный интерьер церкви являет собой изящное обрамление шедевра великого Бернини.
Экстаз Святой Терезы вернул Бернин-архитектора, Бернини-скульптора на «Олимп», в очередной раз доказав всему Риму непревзойдённое мастерство гения.
В заключении приведу цитату из книги Саймона Замы:
"Бернини лишил статуи статичности. Его фигуры преодолевают земное притяжение, стремясь убежать с пьедестала, они крутятся и изгибаются, кричат, задыхаясь, корчатся в спазмах острых ощущений. Бернини прибегал к очень рискованному высверливанию, и мрамор под его руками начинал вести себя совершенно по-новому. Скульптор заставлял его летать и трепетать, дрожать и струиться. Фигуры, освобожденные из плена глыб, лихорадочно рвутся действовать. В них, как правило, бродит свободолюбивая закваска, и они стремятся взлететь в воздух, к свету. Если добавить к этому потоки воды, которые извергаются из фонтанов Бернини, то можно считать художника вторым Создателем, повелителем стихий..."
19-26 октября я снова везу туристов в Рим. Мы обязательно рассмотрим во всех подробностях фонтаны Бернини, рассмотрим статуи в соборе Святого Петра, на вилле Боргезе. Обязательно посетим и церковь Санта-Мария дела Виттория, чтобы увидеть и рассмотреть во всех подробностях Экстаз Святой Терезы. И рассмотрим снаружи северную стену церкви, чтобы увидеть окно, пробитое специально для придания большего эффекта композиции.
Еще не поздно присоединиться к группе!
Тур Рим крупным планом или «Дольче вита» состоится 19-26 октября.
Подробности: https://eclectica.ru/catalog/1135/.
Примечание:
Тексты Святой Терезы цитируются по книге Саймон Шама «Сила Искусства». Фотографии сделаны в туре Ириной Галибиной и мною. Витраж и окно снаружи найдены на просторах интернета.