Юбилей Троицкого моста. 120 лет назад в Петербурге был открыт Троицкий мост в стиле модерн
На этом месте в 1803 году был построен наплавной мост, в 1892 году перенесённый к Мраморному переулку. Первоначально он назвался Петербургский мост, в 1827 году его назвали Троицким по соседним Троицкой площади и Троицкому собору.
В конце XIX века с развитием города возникла необходимость создать постоянный мост. В 1892 году был объявлен международный конкурс на проект моста, первая премия досталась фирме Гюстава Эйфеля.
Однако по разным причинам проект не был осуществлён и в 1896 году Дума объявила второй конкурс. Выиграл проект зарекомендовавшей себя французской фирмы «Батиньоль», которой было поручено построить мост за 5 млн. 200 тыс. рублей из русских материалов и русскими строителями. В июне 1897 года Николай II утвердил проект официально.
Проект моста в стиле модерн был составлен архитекторами «Батиньоль» В. Шабролем и Р. Патуйаром в Париже. Проект дамбы с аркадами был составлен военным инженером Г. Г. Кривошеиным.
Закладка моста состоялась в 1897 году, событие приобрело политическое значение – в это время Россия и Франция переживала начало сближения, на церемонию прибыли император Николай II и президент Франции Фор, которые положили по монете в основание конструкции.
За всем процессом строительства моста следила комиссия Городской Думы, художественной экспертизой проекта занималась Академия Художеств.
Авторы проекта предложили интересную идею соединения пролетных конструкций - мост должен был основываться на консольно-арочной системе, благодаря чему облегчался вес речных устоев и металлических конструкций. В результате проект был признан не только весьма изящным, но и экономически более выгодным и удобным для исполнения. Мост украшен обелисками с двуглавыми орлами (в советское время заменёнными звездами) и торшерами с тремя светильниками (видимо, символизирующими Троицу), чугунными перилами и орнаментами.
Также была проведена замена земляной насыпи с Петроградской стороны на трехпролетную каменную эстакаду и облицовка набережной гранитом.
29 (16) мая 1903 года Троицкий мост был торжественно открыт. Открытие переправы было приурочено к празднованию 200-летия Петербурга, прогремел салют и прошёл крестный ход. Николай II сам осуществил первую тожественную разводку моста, нажав на электрическую кнопку, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна и императрица Александра Фёдоровна серебряными ножницами разрезали ленточки, открыв проход.
Мост стал третьим постоянным мостом через Неву и до возведения моста Александра Невского в 1965 году оставался самым длинным в городе (582 м).
После Октябрьской революции мост был переименован в мост Равенства, а в 1934 году, после смерти С.М. Кирова, стал называться Кировским. В 1991 году ему было возвращено историческое название – Троицкий.
Мост ремонтировали несколько раз - в 1942 году, когда в него попала немецкая авиабомба, в 1965–1967 годах (когда вместо поворотного разводного пролёта был сооружен однокрылый разводной пролет у левого берега).
Сегодня Троицкий мост – один из самых красивейших и больших мостов через Неву. Он соединяет Суворовскую площадь перед Марсовым полем и Троицкую площадь на Петроградской стороне. По оси моста проходит Пулковский меридиан. Мост ажурной металлической конструкции состоит из 5 арок и одного разводного пролета. Масса стальных конструкций более 11 тысяч тонн. Общая длина моста – 578 м, ширина – 23,5 м.
Мемориальная табличка гласит (в современной транслитерации):
«Троицкий мост окончен в 1903 г. в девятое лето благополучного царствования Государя Императора Николая II, в бытность Министра Внутренних дел В. К. Плеве, Градоначальником Н. В. Клейгельса, Городским головою П. И. Лелянова, товарищем его С. А. Тарасова и членами Управы М. А. Аничкова, А. Н. Бутова, М. Ф. Еремеева, И. Т. Крюкова, И. П. Медведева, В. С. Петрова и В. А. Тройницкого.
Постройка моста и составление проектов производились под руководством Исполнительной комиссии: председателя А. И. Глуховского и членов А. А. Архангельского, А. П. Веретенникова, П. Н. Казина, И. В. Клименко, Ф. Б. Нагеля, А. И. Кокшарова, А. Г. Редько, М. Ф. Андерсина и П. А. Лихачева, представителя от Министерства Внутренних дел Л. И. Новакова и представителей от Министерства Путей Сообщения Л. Ф. Николаи, Ф. Г. Зброжека, Н. Б. Богуславского, А. Б. Бернгарда и Г. Н. Соловьева при участии Комиссии от Императорской Академии Художеств под председательством Р. А. Гедике из членов Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцева, М. П. Боткина, Г. И. Котова и М. А. Чижова. Металлическая часть моста с каменными опорами длиною 225 сажен построена французским строительным Обществом „Батиньоль“ по проекту, им же составленному, при председателе Общества Ю. Гуэне и администраторах Е. Фуке и Л. Гальяре. Каменная часть моста длиною 38 сажен построена А. Симоновым и Е. Кнорре по проекту Г. Г. Кривошеина».
О самых прекрасных мостах мира, которые удивительно собрались в Петербурге, повествуют многие авторские экскурсии ЭКЛЕКТИКИ.