Владимир Соловьев. К 170-летию со дня рождения. О величайшем философе, оказавшем огромное влияние на идеи Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Павла Флоренского, поэтов Серебряного века — Андрея Белого, Александра Блока и других - читайте в нашей статье
Относись ко всему по-Божьи.
Перед высшей Божьей правдой всякая своя самодельная правда есть ложь, а попытка навязать эту ложь другим есть преступление.
Обладание истиной не может составлять привилегии народа так же, как оно не может быть привилегией отдельной личности.
Благонамеренный
И грустный анекдот
Какие мерины
Пасут теперь народ
(1885)
Владимир Сергеевич Соловьев родился 28 (16) января 1853 года в Москве в семье историка Сергея Соловьёва, мать была из дворянской семьи. Младший брат будущего писателя Всеволода Соловьёва. В 1869 году закончил гимназию с золотой медалью и по стопам отца поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но вскоре перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1872 году он испытал мистическое «видение Софии», бросил физико-математический факультет и сдал кандидатские экзамены на историко-филологический факультет экстерном; окончил Московский университет в 1873 году, в Сергиевом Посаде слушал лекции в Духовной академии.
С юности интересовался мистицизмом – магией, спиритизмом, оккультизмом:
«я всё более и более убеждаюсь в важности и даже необходимости спиритических явлений для установления настоящей метафизики, но пока не намерен высказывать это открыто, потому что делу это пользы не принесёт, а мне доставит плохую репутацию; к тому же теперь я ещё не имею никаких несомненных доказательств достоверности этих явлений, хотя вероятность в пользу их большая» (1875).
В 1874 году в Санкт-Петербургском университете защитил магистерскую работу «Кризис западной философии», в которой выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) «спекулятивного» (теоретического) и «эмпирического» знания.
С 1875 года отправился в Лондон работать в Британском музее «с целью изучения индийской, гностической и средневековой философии». Как и его брат Всеволод, Владимир искал себя в новом мировоззрении. В Лондоне он занимался спиритизмом и Каббалой. С Е. П. Блаватской, которая к этому времени уехала из Лондона основывать своё Теософское общество, Владимир Соловьёв познакомится не успел, но развернувшаяся полемика между ним и Еленой Петровной вызывает интерес и в наши дни.
В 1877 году переехал в Санкт-Петербург, стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения (на Чернышёвой площади, ныне площади Ломоносова) и преподавал в Санкт-Петербургском университете.
В Петербурге сдружился с Достоевским, знакомство с которым сыграло большую роль в становлении философских воззрений Соловьёва, а Фёдор Михайлович сделал юного философа одним из прототипов Алёши Карамазова.
Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг испытал подъём патриотизма и чуть не отправился на фронт.
В 1880 году защитил докторскую диссертацию «Критика отвлечённых начал». Из-за интриг в Петербургском университете Владимир Сергеевич оставался на должности доцента, но не профессора.
Вскоре после трагических событий 1 (13) марта 1881 года Соловьёв на своей лекции во имя христианского милосердия призывал императора Александра III помиловать убийц Александра II. Это привело к отстранению его от преподавательской деятельности, он полностью отдался своей философии.
Вёл бесприютный образ жизни, семьи не имел, жил большей частью у своих друзей или за границей. Умер (31 июля) 13 августа 1900 года.
Основными понятиями философии Соловьева было «всеединство» - единство мирового бытия и составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности; София — Душа Мира, мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром, вечная женственность в Боге, этот образ описан в его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Среди его известных произведений можно отметить «Духовные основы жизни», «История и будущность теократии», «Оправдание добра».
В своей книге «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» Владимир Соловьёв возвещает второе пришествие Христа, Божий суд и окончание борьбы добра со злом на Земле. В идеях введённого Соловьёвым понятии «панмонголизма» он возвещал приближение апокалипсиса, связанного с «восточной опасностью», «жёлтой угрозой», идущей, по его мнению, из Японии и Китая в Россию и Европу (стихотворение «Панмонголизм», 1894).
Поэзия Соловьева аллегорична, основные мотивы его стихов – вечная женственность, мировая душа, предчувствия катастроф.
Почетный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (в 1900 году) стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века, повлияв на философию Н. А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и других, а также на творчество символистов - А. Белого, А. Блока, В. Иванова.
