280 лет назад родился Жан-Антуан Гудон, французский скульптор, мастер психологического портрета эпохи классицизма
Жан-Антуан Гудон (Jean-Antoine Houdon) родился 25 марта 1741 года в Версале. С юных лет был в подмастерьях скульптора Ж.-Б. Пигаля. В Королевской академии живописи и скульптуры в Париже учился у Р.-М. Слодца, Ж.-Б. Лемуана и Ж.-Б. Пигаля. С 1761 по 1764 год учился в Королевской школе «Избранных учеников».
Во Французской академии в Риме (1764–68) исполнял копии с антиков, изучал работы скульпторов прошедших эпох. Под руководством хирурга обучался анатомии. В ранних работах – статуях Иоанна Крестителя и святого Бруно (обе 1766–67) – спокойная поза, простота и ясность композиции, строгий ритм объёмов и линий подчёркивают впечатление глубокой духовной сосредоточенности этих образов.
В качестве подготовительной работы исполнил скульптуру «Экорше» (1766–67), ставшую пособием для изучения анатомии человека. Влияние античности ощутимо в скульптурах «Весталка» (1767–68), «Морфей» (1769), «Диана-охотница» (1774), портретах («Римский юноша», 1775) и др. В 1771 и 1773 работал в Готе, при дворе герцога Саксен-Готского.
Создал ряд портретов современников: портреты-бюсты Д. Дидро (1771, 1773, 1775), Ж. Ж. Руссо (1778), Вольтера (1778), Ж. Л. Д’Аламбера (1778, 1779, 1802), Ж. де Бюффона (1781–83), маркиза М. Ж. Лафайета (1785, 1787, 1790), гр. Калиостро (1786), О. Мирабо (1791, 1800), П. Лапласа (1803); в некоторых портретах аристократов и членов королевской семьи заметны отзвуки рококо. Мощная энергия духа, артистичность воплощены Гудоном в портретах К. В. Глюка (1775), Мольера (1778), Ж. ле Лафонтена (1781, 1783).
Значительные заказы скульптор получал из России. Екатерина II, поклонявшаяся классицизму и состоявшая в переписке с другом Гудона философом Гриммом, заказала скульптору свою статую, но тот отказался ехать в Петербург. Статую императрицы Гудон исполнил по её портретам (мрамор, 1773, Эрмитаж). Князья Голицыны стали посредниками между императрицей и скульптором и приобрели немало его работ для Екатерины. Так попала в Россию и знаменитая статуя «Вольтер, сидящий в кресле» (1781, Эрмитаж; мрамор). В облике великого писателя воплощены черты, наиболее ценимые эпохой Просвещения: мощь интеллекта, проницательность, ироничность.
Затем были классицистические надгробия князей А. Д. и М. М. Голицыных (мрамор, 1773–74).
В серии портретов деятелей США мастер подчёркивает мужественность, волю к действию, целеустремлённость (Б. Франклин, 1778; Т. Джефферсон, 1789). Получив заказ на исполнение статуи Джорджа Вашингтона, художник совершил поездку в Америку в 1785 году.
Особое место в творчестве Гудона занимают исполненные обаяния и непосредственности изображения детей - трёх его дочерей («Маленькая Лиза», мрамор, 1775, Эрмитаж) и близких (портрет жены, 1787, Лувр).
В 1806 в парижском Салоне был представлен портрет императора Наполеона I в виде античной гермы.
Преподавал в Школе живописи, скульптуры и архитектуры (1805–1823). Награждён орденом Почётного легиона (1803).
Умер в Париже 15 июля 1828 года, похоронен на кладбище Монпарнас.