310 лет назад родился Жан-Жак Руссо
О знаменитом французском мыслителе эпохи Просвещения, о том, почему единственный из других великих философов (Вольтера, Монтескье и Дидро) не оказал влияния на российскую императрицу Екатерину Великую, и о том, как он тайно, вероятно, побывал на рандеву с императрицей, читайте в нашей статье
Из всех способов обогащения торговля наиболее совместима со свободой.
Оскорбление — доводы неправых.
Жить — это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь…
Человек рождён свободным, а повсюду он в оковах.
Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве (протестантский франкоязычный кантон в Швейцарии), в семье часовщика. В юности служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки и т.д.
С 1741 года в Париже, где он сблизился с Дени Дидро и другими просветителями, готовил для энциклопедии статьи, посвящённые в основном музыке. В 1750 году его трактат «Рассуждение о науках и искусствах» завоевал премию Дижонской академии и принёс автору известность. В дальнейшем много работал, его оперы и пьесы ставились на сценах Франции.
В 1762 году вышел его вольнодумный роман «Эмиль», в Париже постановили арестовать Руссо, но герцогиня Люксембургская предупредила его, и он едва успел убраться.
За его атеистические идеи его преследовали как французские католики, так и швейцарские протестанты. Характер у него был сложный характер, был злопамятен, но одновременно забывал о своих благодетелях. Подозревал всюду заговоры против него, например, герцога де Шуазёля он считал виновным в заговоре, и, дескать, тот приказал завоевать Корсику для того, чтобы Руссо не стал законодателем этого острова.
Сложные отношения были и с Вольтером – его он обвинял в том, что из-за него Руссо запретили въезд в Женеву.
Несмотря на его самолюбование, обличение культуры и науки за их развращающее влияние и утрату человечества их «первобытного блаженства», Руссо действительно оказывал серьезное влияние на многие умы своего времени. Разрабатывал основы гражданского быта — разделение труда, собственность, государство, законы. Обличал государство, как основанное на обмане и насилии, провозгласил «общественный порядок священным правом, служащим основой для всех других».
Проповедуя установление социального равенства, стал предтечей Великой французской революции и называл самую свободную страну своего времени несвободной.
Донеслись произведения Руссо и до России.
В 1760 году Руссо написал роман в письмах «Новая Элоиза», который стал одним из главных произведений литературы сентиментализма - направления, которое ввело моду на «сельский вкус» и швейцарские пейзажи. Книга быстро завоевала популярность среди европейских барышень, и неудивительно – это было дыхание свободы!
Вспомним, как воспитывалась Татьяна Ларина, к которой попала эта «опасная» книга, которую она прятала под подушкой:
Она «по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала,
И выражалася с трудом
На языке своём родном,
И так писала по-французски…
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
и Ричардсона, и Руссо.
Несмотря на увлечённость Екатерины II идеями Просвещения, Руссо она не жаловала – практический ум императрицы был далёк от сентиментализма.
Тем не менее, слухи о посещении Руссо России муссировались. Сохранилась переписка 1767 года фаворита Екатерины Григория Орлова с французским вольнодумцем. Граф приглашал Руссо в Россию, к себе в Гатчину, но тот ответил отказом.
Однако была найдена рукопись, подписанная якобы самим Руссо, в котором автор (или его герой герой) описывает свою тайную поездку в Гатчинский замок, где он встречается не только с самим графом Орловым, но и с императрицей Екатериной II, которая предстала в гвардейском мундире. Однако некоторые эксперты сомневаются в подлинности рукописи.
В Париж вернулся в 1770 году, скончался 2 июля 1778 года.
В Государственном Эрмитаже в Петербурге хранится несколько изображений этого мыслителя. Выделяется скульптурный портрет Руссо из мастерской Жана-Антуана Гудона, 1770-е гг. Автор произведения умело передаёт в мраморе умный и проницательный взгляд философа.
Идеи просвещения и, в частности, Руссо, развиваются в авторских турах Эклектики. Например, Екатерининский парк по праву считается энциклопедией садово-паркового искусства России и мы, с Главным хранителем парков ГМЗ "Царское Село", членом ICOMOS Ольгой Филипповой погружаемся в мир философии ландшафтной архитектуры, разгадываем замыслы автора и говорим о французском влиянии на садово-парковое искусство в России.
https://eclectica.ru/catalog/9231/
