«Щелкунчику» - 130 лет! О самом «рождественском», самом феерическом и самом гениальном балете П. И. Чайковского читайте в нашей статье.
Мари и Принц любуются красотой звёздного неба, и вспоминают победу над мышиным войском. Прекрасные феи, пажи и куклы - все танцуют, веселятся и празднуют. Испанская, Арабская, Китайская и Русская куклы благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь, потом готовятся к свадьбе Мари и Принца... Но… Мари просыпается в своей комнате, видит в руках Щелкунчика и понимает, что это был всего лишь сказочный сон…
1890 год – время зенита творчества Петра Ильича, о нём говорит весь мир, он получил заказ от дирекции Императорских театров на оперу («Иоланта») и на балет, для которого композитор избрал известную сказку Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» из сборника «Серапионовы братья» (1819—1821).
Текст сказки был использован не в подлиннике, а во французском пересказе Александра Дюма-отца под названием «История Щелкунчика». Чайковский сам предложил сюжет сказки, затем приступил к совместной работе с хореографом Мариусом Петипа. Петипа не только создал эскиз балета, но и создал либретто (балетмейстером-постановщиком выступил Лев Иванов по причине болезни французского хореографа). Таким образом сказка предстала перед зрителями в более сглаженном, символическом виде.
Основная часть балета (как и опера «Иоланта) была написана Петром Ильичом в 1891 году, когда он целый год жил в усадьбе Майданово под Клином.
Премьера состоялась незадолго перед «западным Рождеством» - 18 (6) декабря 1892 года в Мариинском театре, в один вечер с «Иолантой». Дирижировал оркестром Риккардо Дриго, декорацию оформил М. Бочаров и К. Иванов, костюмы выполнены по эскизам директора Императорских театров И. Всеволожского и Е. Пономарёва. Главные роли исполнили: Щелкунчик — Сергей Легат, фея Драже — Антониетта Дель-Эра, принц Коклюш — Павел Гердт, Дроссельмейер — Тимофей Стуколкин, в роли Клары и Фрица выступили юные учащиеся Петербургского театрального училища (ныне Академия балета имени А. Я. Вагановой) Станислава Белинская и Василий Стуколкин.
По мнению балетного критика П. Ященкова, на создание образа балета повлияли ближайшие родственники Петра Ильича - Давыдовы. Их имение «преобразилась в сознании композитора в детское утопическое царство сластей Конфитюренбург, где хозяйка имения сестра композитора Александра Ильинична была великодушной королевой, умершая за пять лет до неё её дочь Татьяна — Кларой, а его „идол“… Боб „принцем-любимчиком“», само «царство Конфитюренбург, куда попадают главные герои „Щелкунчика“… сродни некоему наркотическому видению», что с его точки зрения соотносится с увлечением семьи Давыдовых морфином, «принц-Щелкунчик, как и Дезире (что в переводе означает „желанный“) в предыдущей „Спящей красавице“, это всё он — обожаемый и желанный племянник».
«Щелкунчик» стал третьим и последним балетом композитора и подтвердил его гениальность как мастера синтеза танцевального искусства и симфонической музыки. Удивительно образные картины запоминаются с детства на всё жизнь - Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец), Трепак (русский танец; карамельная трость), Танец пастушков (датский марципан), Вальс цветов, Па-де-де, Танец Феи Драже…
Для передачи сказочного колорита композитор изобрёл особые тембровые эффектов. В этом балете впервые прозвучала челеста — музыкальный инструмент, который Чайковский считал выписал из Парижа:
«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и глокеншпилем, с божественно чудным звуком. Называется он Celesta Mustel и стоит тысячу двести франков. Инструмент этот я хочу употребить в симфонической поэме „Воевода“ и в балете (“Щелкунчик”)».
Хор детских голосов в «Вальсе снежинок», детские музыкальные инструменты углубляли атмосферу сказки.
После первых выступлений критика была противоречивой, но позже балет начнёт своё триумфальное шествие по сценическим площадкам мира, постановки балета осуществляли разные балетмейстеры (например, фрейдистский вариант Рудольфам Нуреева) на сцене и в кино.
Одной из лучших постановок традиционно остаётся «родина» этого балета - сцена Мариинского театра: музыкальный руководитель – Валерий Гергиев, декорации, костюмы и постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова.
Ныне «Щелкунчик – одно из самых исполняемых произведений мира, «картины» из него расходятся по всем возможным звуковым устройствам.
И, конечно, это один из символов Рождества!