"Давайте разберёмся!"
Пожалуй, автор этих строк тоже внес свою лепту в развитие этого интереса у экскурсантов, рассказывая и показывая постройки в стиле модерна в Петербурге, Хельсинки, Таллинне, Стокгольме, Копенгагене, читая лекции в Государственном Русском музее ...
Сравнивая постройки в стиле модерн во многих городах Европы, а затем разыскивая в специальной литературе ответы на возникающие у меня вопросы, я постепенно убедился в том, что в публикациях, посвящённых петербургскому модерну и, тем более, в путеводителях много путаницы и противоречий. Одни и те же постройки в разных книгах относят к стилю модерн и эклектика. Очень часто неоклассику начала ХХ века путают с модерном.
Особенно часто к модерну относят абсолютно классицистические постройки Фредрика Лидваля и его учителя Леонтия Бенуа.
Последние три года я регулярно участвую в круглых столах и конференциях по северному модерну, организуемых НИИТАГ. Это очень интересные мероприятия с докладами ведущих специалистов и "молодых и продвинутых" знатоков. Обычно доклады слушают достаточно чинно и спокойно. Но мне несколько раз удавалось нарушить спокойствие своими "наивными" вопросами. Выслушав их маститые "киты" начинают спорить, высказывая порою, противоположные взгляды на те или иные темы.
Мне пришлось знакомиться и с литературой о модерне на английском языке. Многие термины иностранные историки архитектуры понимают иначе, чем российские. Часто постройки модерна они относят к неоготике. А читая переводную литературу можно ещё больше запутаться, так как переводчики зачастую по-разному трактуют или переводят термины. К тому же, в каждом языке существует свой термин для понятия "стиль модерн"
С другой стороны, читая лекции в Русском музее об архитектуре Италии или Великобритании, ведя экскурсии по этим странам, я многократно обращал внимание слушателей и экскурсантов на влияние творчества Андреа Палладио на архитекторов ХХ и ХХI веков.
Отсюда возник мой интерес к неоклассицизму начала ХХ века.
Именно поэтому я решил вместе с экскурсантами проанализировать особенности архитектуры Петербурга начала ХХ века, глядя на постройки, зачастую стоящие рядом и построенные почти в одно время объяснить различие в этих стилях. Объяснить почему их так легко путают, дать ключ к пониманию этих проблем.
Я не раз проводил экскурсии отдельно по Северному модерну, отдельно - по неоклассицизму ХХ века, отдельно - по сецессиону, югендстилю.
И вот теперь проводится двойная экскурсия "ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ" подряд в 11.00 и в 14.30, чтобы показать и прокомментировать всё это многообразие. Конечно 6 часов для этого маловато, но кое-что мы посмотреть успеем. Подробнее об организационных вопросах экскурсии смотрите вот тут:
Давайте разберемся (часть первая)
Давайте разберемся (часть вторая)
В значительной степени мои подходы определены трудами прекрасного петербургского историка архитектуры Бориса Михайловича Кирикова.
Мне посчастливилось много лет назад ходить с ним по улицам Хельсинки, Турку, Стокгольма, обсуждая и сравнивая. Полезными оказались для меня и книги В.Г. Лисовского и других петербургских историков архитектуры.