160 лет назад родился Александр Сергеевич Хренов, архитектор
В Петербурге ходила шутка, про то, как что один дом построил «хренов» архитектор, и что даже на доме это написано. Однако Александр Сергеевич является одним из самых замечательных художников, декораторов и архитекторов Петербурга эпохи модерна.
Александр Сергеевич Хренов родился в семье землемера Сергея Антоновича Хренова. В 1884 г. закончил Императорскую Академию художеств со званием классного художника 1-й степени с золотыми и серебряными медалями. С 1888 года был главным архитектором Исаакиевского собора, преподавал в рисовальной школе Общества поощрения художеств, был членом правления Общества русских акварелистов, учредителем Общества им. А. И. Куинджи. Разводил лошадей и даже в своей усадьбе основал конный завод. Действительный статский советник с 1914 года. Был награждён орденами Св. Станислава и Св. Владимира 3-й степени.
Построил около сорока зданий в Петербурге. Имел связи с семьёй Романовых - для Великого князя Николая Николаевича (младшего) построил по его заказу дворец и доходный дом, для Николая II выполнил серию акварелей «Царская охота».
После Октябрьской революции с семьёй уехал на Дальний Восток; в 1919 году устроил персональную выставку акварелей во Владивостоке, затем переехал в Китай, потом в США, с 1925 года жил в Париже, умер в 1926 году.
Одной из первых его заметных построек, созданных по его проекту, стало здание Общества взаимного кредита уездного земства (Итальянская ул., 8, 1893—1994), решённое в формах дробной поздней эклектики.
Но, конечно, мы этого архитектора знаем за его подвиги на почве модерна. Первым таким домом стал доходный дом С. В. Муяки на углу ул. Знаменской (Восстания) и Ковенского переулка (1902-03). Нарядность и яркость фасадов достигается за счёт удачного сочетания кирпича желтовато-охристого и красноватого оттенков, контрастирующих с гранитной «мозаикой» цокольного этажа. Кривые линии оконных проёмов и завершения крыши, напоминающие нам о приёмах барокко и модерна и общая компоновка показывают, что архитектор пытался создавать новую архитектуру, преодолевая «генетическую связь» с эклектикой. Внутри Хренов создал оригинальную парадную лестницу с цилиндрическими площадками, которую пронзает кованый столб лифта. Лифт, созданный на заводе Сан-Галли, приводился в движение паровой установкой. Здесь Хренов показал себя как блестящий художник - пространство украшают полихромные витражи с ярко красными цветами, сочными зелёными и жёлтыми листьями.
Также в формах модерна с элементами эклектики построены собственные доходные дома А. С. Хренова на Таврической улице – дом 17 (1901—1902) и дом 5 (1908—1909), с типичными для архитектора эркерами, светлой облицовкой, металлическим декором, витражами и лифтами с круглыми шахтами.
Недалеко, на Таврической улице, 11, в том же духе по его проекту построен доходный дом М. Ф. Щегловитовой.
Интересной постройкой является доходный дом Г. А. Бернштейна на 2-й Советской улице с фасадом светло-серого кирпича. Здание также решено на стыке поздней эклектики и модерна (1904—1905).
Также выделяется доходный дом с мозаичным ангелом П. К. Палкина (1903-1904) на улице Рубинштейна.
Важное градостроительное значение имеют симметричные доходные дома М. В. Вяземской (Московский пр., 4 и 6, 1910—1911), которые фланкируют проезд на Сенной рынок.
С 1910 года Хренов переходит в общее русло неоклассицизма - Дворец великого князя Николая Николаевича младшего на Петровской наб., 2 (1910-13) и собственный дом на Таврической улице, 3 (1914).