RSS
8 декабря 2021
130 лет назад родился Александр Родченко. О великом советском фотографе, оказавшем влияние на развитие мировой фотографии, в нашей статье
Александр Михайлович Родченкo родился в Петербурге 5 декабря (23 ноября) 1891 года, его отцом был театральный бутафор, а мать – простой прачкой. Позднее семья переехала в Казань, где Александр учился в приходском училище, затем в художественной школе у Николая Фешина, тогда уже известного петербургского художника эпохи модерна. Во время учёбы познакомился с Варварой Степановой, на которой он потом женился и с которой он создал множество своих проектов.
После Октябрьской революции Родченко переехал в Москву, где работал в профсоюзе художников-живописцев, с В. Татлиным оформлял кафе «Питтореск», служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал музейным бюро и т.д.
В начале 1920-х стал одним из отцов советского конструктивизма, создавал живопись и графику в абстрактно-геометрическом стиле, собирал пространственные конструкции. Одним из его проектов стал цикл «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили в геометрических формах (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник). В 1921 году перешёл к «производственному искусству».
Вёл преподавательскую деятельность в Вхутемасе-Вхутеине в должности профессора, его основной идеей было научить студентов проектировать предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счёт украшательства, «а за счёт выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур».
В 20-е годы занимался фотографией, стал одним из организаторов фотогруппы «Октябрь». Был художником журналов «Леф» и «Новый Леф», одним из первых применил фотомонтаж для иллюстрирования книг («Про это» В. Маяковского, 1923). Делал портреты своих знакомых — Владимира Маяковского и других лефовцев, стараясь создавать экспрессивно-абстрактные образы, сконцентрировавшись на главном.
Своего фирменного стиля достигал, снимая объекты в экстремально необычных для того времени ракурсах, жёстко кадрируя свои снимки. Среди его работ стали знаменитые фотографии: «Пионерка» (1930) и «Пионер-трубач» (1930), снятые с низкой точки.
Оформлял советский отдел в Парижской выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года; создавал рекламные плакаты; стал автором панно на Доме Моссельпрома в Москве.
В 1930-х работал фотокорреспондентом, художником-оформителем журнала «СССР на стройке», оформлял фотоальбомы «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация», участвовал в фотосалонах за границей. В те годы кино и фотография были одним из важнейших способов пропаганды советского строя и Родченко стал одним из адептов «фотомонтажа действительности».
Одним из малоизученных эпизодов его жизни стала его работа фотокорреспондентом на «Беломорканале имени Сталина» в 1933 году. В журнале «Советское фото» о назначении нового художника он писал на примере перевоспитания «врагов народа»: «Меня потрясла та чуткость и мудрость, с которым осуществлялось перевоспитание людей. Там умели находить индивидуальный подход к каждому. У нас этого чуткого отношения к творческому работнику еще не было тогда…»
В разные годы Родченко подвергался остракизму как представитель «мелкобуржуазного эстетизма», особенно после объявления в Советском союзе единственного правильного направления – соцреализма.
Умер 3 декабря 1956 года в Москве.
После Октябрьской революции Родченко переехал в Москву, где работал в профсоюзе художников-живописцев, с В. Татлиным оформлял кафе «Питтореск», служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал музейным бюро и т.д.
В начале 1920-х стал одним из отцов советского конструктивизма, создавал живопись и графику в абстрактно-геометрическом стиле, собирал пространственные конструкции. Одним из его проектов стал цикл «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили в геометрических формах (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник). В 1921 году перешёл к «производственному искусству».
Вёл преподавательскую деятельность в Вхутемасе-Вхутеине в должности профессора, его основной идеей было научить студентов проектировать предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счёт украшательства, «а за счёт выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур».
В 20-е годы занимался фотографией, стал одним из организаторов фотогруппы «Октябрь». Был художником журналов «Леф» и «Новый Леф», одним из первых применил фотомонтаж для иллюстрирования книг («Про это» В. Маяковского, 1923). Делал портреты своих знакомых — Владимира Маяковского и других лефовцев, стараясь создавать экспрессивно-абстрактные образы, сконцентрировавшись на главном.
Своего фирменного стиля достигал, снимая объекты в экстремально необычных для того времени ракурсах, жёстко кадрируя свои снимки. Среди его работ стали знаменитые фотографии: «Пионерка» (1930) и «Пионер-трубач» (1930), снятые с низкой точки.
Оформлял советский отдел в Парижской выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года; создавал рекламные плакаты; стал автором панно на Доме Моссельпрома в Москве.
В 1930-х работал фотокорреспондентом, художником-оформителем журнала «СССР на стройке», оформлял фотоальбомы «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация», участвовал в фотосалонах за границей. В те годы кино и фотография были одним из важнейших способов пропаганды советского строя и Родченко стал одним из адептов «фотомонтажа действительности».
Одним из малоизученных эпизодов его жизни стала его работа фотокорреспондентом на «Беломорканале имени Сталина» в 1933 году. В журнале «Советское фото» о назначении нового художника он писал на примере перевоспитания «врагов народа»: «Меня потрясла та чуткость и мудрость, с которым осуществлялось перевоспитание людей. Там умели находить индивидуальный подход к каждому. У нас этого чуткого отношения к творческому работнику еще не было тогда…»
В разные годы Родченко подвергался остракизму как представитель «мелкобуржуазного эстетизма», особенно после объявления в Советском союзе единственного правильного направления – соцреализма.
Умер 3 декабря 1956 года в Москве.
