210 лет назад родился Анатолий Николаевич Демидов. О известном меценате, заказчике самого известного апокалиптического полотна читайте в нашей статье
Анатолий Николаевич Демидов родился 17 апреля 1812 года в Санкт-Петербурге в семье знаменитого рода Демидовых, сын крупного промышленника и мецената Николая Никитича Демидова и Елизаветы Александровны Строгановой. Родители Анатолия не очень ладили друг с другом, красавица Елизавета Николаевна томилась от занудного в семейной жизни мужа, и вскоре после рождения сына между ними произошел разрыв (отец Николай Никитич тратил огромные средства на общественные нужды, содержал во время войны 1812 года Демидовский полк, а во Флоренции за благотворительность ему был поставлен памятник на площади, названной Piazza Demidoff).
Получив блестящее образование, Анатолий Демидов служил в Министерстве иностранных дел, служил в русском посольстве в Париже, Риме и в Вене, говорил на многих европейских языках, при этом по-русски говорил плохо. В 1828 году его отец умер, и Анатолий стал наследником колоссального состояния.
В 1840 году женился на племяннице Наполеона I, сестре принца Наполеона, Матильде Бонапарт, но брак был неудачным, между Матильдой и Демидовым состоялся развод.
Основал во Флоренции шёлковую фабрику, владел железными и медеплавильными заводами в России. Огромная коллекция произведений живописи и скульптуры, собранная его отцом, была перевезена из Флоренции в Петербург.
В 1837 году снарядил на свой счёт экспедицию для изучения южной России, в которой участвовали выдающиеся учёные, горные инженеры и художники. Результаты этой первой научной экспедиции сыграли важную роль в становлении горнозаводской и угольной промышленности России.
Автор трудов по ботанике, в ботанической номенклатуре некоторые названия дополняются сокращением «A.N.Demidow».
Анатолий вёл роскошную жизнь – его загородная резиденция была украшена предметами изысканного искусства, не прекращались кутежи, выстроенные при нём оранжереи напоминали хрустальные дворцы, в зверинце жили львы и тигры.
При Николае I Анатолий Николаевич был пожалован званиями камер-юнкера и камергера, а в 1840 году герцог Тосканский пожаловал Демидову титул князя Сан-Донато (на что российский император был раздражён).
Как и другие Демидовы, тратил огромные средства на пожертвования в Петербурге и других городах России. В 1830 году приобрёл бывший особняк Нарышкина на Мойке в Петербурге и перестроил его под нужды Демидовского дома призрения трудящихся; жертвовал на Николаевскую детскую больницу (Большая Подьяческая ул., 30), при Академии Наук в Петербурге учредил премию за лучшее произведение на русском языке (Демидовская премия); покровительствовал учёным и художникам.
Знаменитое полотно Kарла Брюллова «Последний день Помпеи» было создано по заказу Демидова в 1833 году. Известно, что ещё в 1928 году юный Демидов, недавно получивший наследство, повёз Брюллова в Помпеи, где художник задумал написать гибель античного города. Анатолий горячо поддержал эту идею и предложил выкупить будущую картину. Не исключено, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ» могла быть графиня Юлия Самойлова. После выполнения работы Демидов пришёл в восторг, приобрёл картину и представал её сначала на выставке в Италии, а затем в Парижском салоне 1834 года. После прекрасного приёма итальянскими зрителями во Франции картина встретила более прохладный приём – как писал парижский критик,
«прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».
Затем на корабле «Царь Пётр» полотно было отправлено из Франции в Санкт-Петербург, где император Николай I благосклонно принял подарок Демидова и распорядился поместить его в Эрмитаже (ныне в Русском музее).
Умер Демидов в Париже 16 апреля 1870 года. Так как у него не было детей, титул князя «Сан-Донато» перешёл к его племяннику Павлу Павловичу Демидову – владельцу особняка на Большой Морской улице.
