220 лет назад родился Андрей Штакеншнейдер.
Оставайтесь на волне ЭКЛЕКТИКИ - об одном из ярчайших проповедников эклектики в Петербурге и России читайте в нашей статье
Генрих (Андрей Иванович) Штакеншнейдер (Heinrich Stackenschneider) родился 6 марта (22 февраля) 1802 года в имении Штакеншнейдеров на Мызе Ивановка под Гатчиной, у места впадения реки Пудость в Ижору.
В 1791 году на месте имения, неподалёку от резиденции Павла Петровича поселился прибывший из Брауншвейга кожевенных дел мастер Иоганн Штакеншнейдер, который арендовал окрестные поля и мельницу для переехавшего с ним отца, Карла. Здесь Иоганн построил дом и разбил парк, а имение получило название по русифицированному имени хозяина — Ивановка. В этом доме и родился и провёл своё детство Генрих Штакеншнейдер, в семье говорили по-немецки.
В 1815 года мальчика отдали в Императорскую академию художеств. Семья жила небогато и студент Штакеншнейдер в 1821 году устроился для заработка в чертёжную мастерскую под управлением архитектора Огюста Монферран в Комитете для строений и гидравлических работ.
Под руководством Монферрана Штакеншнейдер проходил практику на стройках Петербурга, с 1825 года работал в Комиссии о построении Исаакиевского собора. По ходатайству Монферрана, который заметил у своего подопечного талант, в 1830 году Штакеншнейдер выехал за границу (официальная причина - для лечения), был во Франции, в Помпеях, делал зарисовки и обмеры построек, в Берлине познакомился с творчеством К. Ф. Шинкеля в стиле «прусского эллинизма».
С 1832 года занимался частными постройками. Перестраивал усадьбу Фалль для графа А. Х. Бенкендорфа в Эстонии, строил дачу княгини Т. Б. Потёмкиной в Гостилицах. После постройки эстляндского замка Бенкендорф представил архитектора императору Николаю I. С этих пор Штакеншнейдер стал получать августейшие поручения, перестраивал великокняжеские усадьбы и дворцы, оформлял интерьеры в разных исторических стилях.
В 1837 году за казённый счёт Штакеншнейдер был отправлен за границу «для совершенствования архитектурных знаний», посетил Италию, Францию, Германию и Англию. В 1844 году - профессор Академии художеств.
С 1848 года — придворный архитектор и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. Под конец жизни главный архитектор Департамента уделов. Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге, Крыму.
Дом Штакеншнейдера в Петербурге, выходящий двумя фасадами на Миллионную улицу и на набережную Мойки, стал центром культурной и общественной жизни столицы. Здесь, на «штакеншнейдеровских субботах» собирались поэты, писатели, артисты и художники, проходили театральные постановки. Здесь бывали И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Я. П. Полонский и другие.
В конце 1850-х годов Штакеншнейдер в родной Ивановке вместо небольшого отцовского выстроил деревянный дом с мансардой и балконом, который за свой цвет получил название "Розовой дачи". Ныне усадебный дом Штакеншнейдеров и другие постройки в Ивановке находятся в полуразрушенном состоянии.
Штакеншнейдер начал работать в период, когда наступил кризис классицизма. Архитекторы искали новые пути развития зодчества и часто обращались к историческому архитектурному наследию, этот стиль позже получил название эклектика.
Его первой крупной постройкой в Петербурге стал дворец дочери императора Николая I Марии Николаевны - Мариинский дворец (1839—1844) на Исаакиевской площади и стал первым важным произведением «переходного стиля» от классицизма к эклектике (в духе барокко).
Из других значимых построек в Петербурге можно отметить дворец на Собственной даче в Петергофе (1843), Дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте (1847—1848), Николаевский дворец на Благовещенской площади (1853—1861), Ново-Михайловский дворец (1857—1862), Царицын и Ольгин павильоны (1842—1848), Бельведер в Петергофе (1853—1856).
Узнаваемым почерком архитектора стала универсальность (он с успехом применял древнегреческие, барочные, мавританские и другие мотивы), «вакханалия лепнины», обилие скульптуры, а также использование дверной ручки в виде куриной или орлиной лапы, сжимающей шар, которой он украшал двери некоторых дворцов.
Был женат на Марии Фёдоровне Халчинской, дочери дипломата и финансиста, у них было много детей.
В последние годы жизни здоровье Андрея Ивановича пошатнулось, весной 1865 года он отправился на «кумысное лечение» в Оренбургскую губернию, но на обратном пути в Петербург почувствовал себя плохо и скончался 8 августа того же года. Похоронен в Петербурге в Троице-Сергиевой пустыни у церкви Григория Богослова, которая была построена по его проекту.
ЭКЛЕКТИКА с самого своего рождения питала особую слабость к столпу эклектики Штакеншнейдеру, и посвятила не одну свою экскурсию творчеству именитого архитектора.
