160 лет назад родился Антон Павлович Чехов.
В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор ещё не догадались обложить акцизным сбором.
Доктора — те же адвокаты, с тою только разницей, что адвокаты только грабят, а доктора и грабят и убивают…
Антон Павлович Чехов родился (17) 29 января 1860 года в Таганроге, в семье купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны, урождённой Морозовой. Антон учился в Таганрогской гимназии и помогал отцу, время протекало в бесконечных церковных праздниках и именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 часов утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства».
Музыка и книги пробуждали в юном Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, в котором впервые Антон побывал в 13 лет (посмотрел оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена»). Вскоре он стал страстным поклонником сцены и принимал участие в домашних спектаклях. Позднее Чехов напишет: «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…» Не случайно герои его первых произведений, таких как «Трагик», «Комик», «Бенефис», «Недаром курица пела», были актёрами и актрисами.
В 1876 году семья разорилась и переехала в Москву а Антон Чехов остался в Таганроге и, чтобы добыть средства к существованию, стал давать частные уроки.
В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров Н. В. Склифосовского, Г. А. Захарьина и других. Чтобы заработать на жизнь, стал писать небольшие юмористические рассказы, публикуя их под псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки и другими. Публиковался в небольших изданиях, преимущественно юмористических: московских журналах и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза»; сотрудничал с «Петербургской газетой», с суворинской газетой «Новое время» и с «Русскими ведомостями».
В 1880-х годах «Осколки» — самый либеральный из российских юмористических журналов. В 1882—1887 годах в «Осколках» было опубликовано более 270 произведений Чехова, в том числе его первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены» (1884). В эти годы молодой Антон Павлович время от времени приезжал в Петербург к издателю и редактору «Осколков» Н. А. Лейкину на Николаевскую (теперь Марата) улицу. После первого визита в столицу Чехов писал Лейкину: «Вообще воспеваю весь Петербург. Милый город, хоть и бранят его в Москве. Оставил он во мне массу самых милых впечатлений. Очень возможно, что в данном случае, в суждении своем о Питере, мои мозги подкуплены. Ведь жил я у Вас, как у Христа за пазухой. Все мое питерское житье состояло из сплошных приятностей, и не мудрено, что я видел все в розовом цвете... Даже Петропавловка мне нравилась. Путаница в голове несусветная: Невский, старообрядческая церковь, диван, где я спал, Ваш стол...»
В большую литературу писатель пришел после окончания университета — работая уездным врачом, он одновременно продолжал публиковать свои произведения. В 1887 г. вышел его сборник «В сумерках» и был замечен читателями и критикой, тогда же была поставлена его первая пьеса «Иванов». В 1890-х годах Чехов был самым читаемым писателем в России.
Основными темами творчества писателя являются идейные искания интеллигенции, проблемы обывательского существования. Особую значимость для русской литературы имеют его рассказы «Палата № 6», «Человек в футляре», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», которые и сегодня выглядят актуально и с успехом идут во многих театрах мира.
В 1890 г. Чехов отправился в большое путешествие – побывал на Сахалине, где за несколько месяцев пребывания на нём он общался с людьми, узнавал истории их жизни, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок, провёл полную перепись населения Сахалина. Администрация острова строго запретила общаться с политическими заключёнными, но писатель нарушал этот запрет. Возвращался Чехов с Сахалина морским путём, работал в библиотеке Общества изучения Амурского края во Владивостоке, далее были Гонконг, Сингапур, остров Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь, Одесса. В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров Сахалин». Это путешествие, по собственному признанию Чехова, оказало огромное влияние на все его последующие произведения.
В это время Чехов начинает тяготеть к психиатрии. Такие произведения, как «Палата № 6», «Припадок» и «Чёрный монах» мог написать не просто любой пишущий врач, а именно «медицински мыслящий» в понимании Чехова писатель, его интересуют «всякие уклоны так называемой души». По мнению современника, Чехов стал бы психиатром, если бы не сделался писателем. Благодаря «медицинскому» ви́дению Чехова литература обязана появлению в ней галереи неповторимых чеховских образов врачей (часто грубых, невежественных, равнодушных, но и чутких, ранимых, бесправных), фельдшеров, неврастеников…
Его рассказы — это не «записки врача» в узком смысле, это диагноз несовершенному обществу. В качестве практикующего доктора Чехов получил обильный материал для художественных обобщений, наблюдая изнутри жизнь самых разных социальных слоёв. Как наблюдательному и умному художнику ему оставалось лишь сделать самостоятельные выводы.
Парадокс состоял в том, что, изображая врачей большей частью карикатурно, в чём-то самоиронично, Чехов настаивал на гуманной сущности медицинской профессии, призывая врачей к внимательному и терпимому обращению с пациентами. Во многом благодаря Чехову в русской и мировой литературе возник литературный архетип интеллигента-врача, врача-гуманиста и подвижника.
Был награждён медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения».
В 1892 году Чехов купил имение Мелихово недалеко от Москвы (сейчас здесь работает один из главных чеховских музеев), где продолжал заниматься литературным творчеством, а также не оставлял своей врачебной практики. В последующие годы он много ездил по стране, а в 1898 году из-за ухудшения здоровья перебрался в Ялту, где построил дом. Здесь бывали Л.Н. Толстой, М.Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.И. Левитан.
Прожив полгода в Ялте, он понимает, что сделал неправильно. Все, кто приезжал в Крым, узнав, что в Ялте живёт Чехов, считали нужным навестить его. Сначала это его утомляло, а потом начало выводить из себя, и он пишет своему брату Александру: «Я вместо дачи, за собственные деньги в Крыму умудрился возвести тюрьму!»
В связи с этим он принимает решение купить небольшой домик в качестве убежища. Рядом, в Гурзуфе, продавалась татарская сакля за огромные деньги — 3 000 рублей. Чехов прибыл в Гурзуф посмотреть на домик, но когда он зашёл во двор и подошёл к краю бухты, над которой нависала сакля, он даже не стал торговаться: «Я купил кусочек берега с купаньем и Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени. Одно большое дерево — шелковица.»
Летом 1900 года тут отдыхали его мать, сестра Мария и семья брата Ивана, в июле — августе гостила будущая супруга писателя О. Л. Книппер. Позже на даче проводили летние месяцы младший брат Михаил с семьёй, побывал старший брат Александр. В поисках творческого уединения, А. П. Чехов проводит тут несколько дней, работая над первым действием драмы «Три сестры». Почти никто из друзей писателя не знал о существовании гурзуфского домика. При жизни хозяина его посетили лишь В. Ф. Комиссаржевская и И. А. Бунин.
Изредка приезжал в Москву, где его жена (c 1901 года), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимала одно из выдающихся мест в труппе Московского Художественного театра.
Однако болезнь - туберкулез - прогрессировала, и летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. Однако это не помогло, и (2) 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скончался в Баденвайлере (Германия). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
К сожалению, до сих пор в Петербурге нет памятников, посвящённых А. П. Чехову. А ведь Петербург – одно из мест, где был отрыт гений писателя. Кроме того, Чехов довольно много заезжал в Петербург, в том числе он останавливался в доме в Эртелевом переулке, 6, где располагалось издательство Суворина. В 1923 году переулок был переименован в улицу Чехова.
29 января, в 160-летие писателя, вероятно, будут возложены цветы на могиле брата Чехова, Александра. Также в библиотеке Фрунзенского района, носящей имя писателя, пройдёт фестиваль, приуроченный к дню рождения А.П. Чехова.