Барон Михаил Константинович Клодт. К 190-летию со дня рождения. О первом из русских художников, объединивших жанр с эпическим пейзажем, племяннике скульптора Петра Клодта – читайте в нашей статье
Барон Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург родился 11 января 1833 года (30 декабря 1832) в Петербурге в семье, происходившей из балтийских немецких аристократов. Его отец, генерал-майор Константин Клодт, увлекался ксилографией, а дядя, Пётр Клодт, был одним из лучших скульпторов России того времени.
Учился в Корпусе горных инженеров, но часто пропускал занятия, так как горное дело было ему неинтересно, однако с удовольствием посещал занятия по рисованию, которые преподавали в корпусе.
В 1851 году поступил в Императорскую Академию художеств, учился пейзажной живописи у М. Н. Воробьева. В 1854 году за картину «Вид на острове Валаам» получил малую золотую медаль. Окончил Академию в 1858 году со званием художника первой степени, за картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» получил большую золотую медаль и право на путешествия за казённый счёт в Европу на три года.
После возвращения в Россию жил у родственников в Мценском уезде Орловской губернии. За картину «Вид в Орловской губернии» живописец (1864) получил звание профессора.
По возвращении в Санкт-Петербург сделал предложение Елизавете Михайловне Станюкович, дочери адмирала Михаила Станюковича и сестре писателя Константина Станюковича. В 1867 году они обвенчались, у них родился сын. В этот период написал множество полотен, среди которых можно отметить «Лучи солнца», «Русская деревня», «Аллея в березовой роще».
Для почерка художника характерны реализм изображения, точность рисунка, мастерство передачи перспективы.
Вошёл в состав правления Товарищества передвижных выставок, на первой выставке передвижников в 1871 году в здании Академии художеств в Петербурге Михаил Константинович представил две работы: «Полдень» и «Вид в Киеве, из сада Г. Муравьева». Критики отметили лучшие пейзажи на выставке - «Грачи прилетели» Саврасова и картины Клодта.
Его картина «На пашне», представленная на второй выставке передвижников (1872) стала одним из символов «крестьянской России». Художник изобразил возделываемую природу с эпической широтой. Огромные облака, бескрайние просторы, пашущие крестьяне передали образ бесконечно обновляющейся жизни. Наряду с картиной «Грачи прилетели», это полотно было куплено прямо с выставки Павлом Третьяковым в свою коллекцию.
В 1873 году с А. Боголюбовым и С. Воробьёвым создал класс пейзажной живописи, где полностью ушёл в преподавательскую деятельность. Среди его учеников можно вспомнить много будущих известных художников, это Николай Дубовской, Юлий Клевер, Александр Беггров и другие.
В результате интриг в 1880 году вышел из рядов Товарищества, однако продолжил участвовать в его выставках.
Его работы неоднократно экспонировались на Всемирных выставках в Париже, Лондоне, Вене, Филадельфии.
В конце 1870-х годов развёлся с женой, в 1894 году был уволен из Академии (говорили, он спился и «слышал голоса»), служебное жильё вынужден был вернуть и снимать квартирку на Коломенской улице. Умер 16 [29] мая 1902 года в Петербурге, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.