Великий композитор, титан музыки, родившийся в эпоху революции, с невероятной силой и убедительностью создавал монументальные музыкальные полотна, отражающие героический масштаб и нерв своего времени, при этом создавая и потрясающие лиричные и интимные произведения.
Бетховену – четверть тысячелетия!
Великий композитор, титан музыки, родившийся в эпоху революции, с невероятной силой и убедительностью создавал монументальные музыкальные полотна, отражающие героический масштаб и нерв своего времени, при этом создавая и потрясающие лиричные и интимные произведения.
Людвиг Ван Бетховен (нем. Ludwig van Beethoven) родился 16 декабря 1770 года в Бонне (тогда Кёльнское курфюршество, Священная Римская Империя), в музыкальной семье - его отец, Иоганн Бетховен, был певцом, тенором в придворной капелле, его дед, Людвиг Бетховен, был родом из знаменитого музыкального Мехелена (Южные Нидерланды) и был певцом и капельмейстером. Отец композитора хотел сделать из своего сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке, также он обучался на органе и флейте. В возрасте 8 лет в Кёльне состоялось первое выступление Людвига. С 12 лет занимался у органиста и композитора Кристиана Готлоба Нефе, который сразу понял, что у юноши талант, при его помощи стал помощником органиста при дворе.
После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось, Людвигу пришлось бросить школу, но он выучил латынь, итальянский и французский. Бетховен любил читать Гомера, Плутарха, Шекспира, Гёте и Шиллера. Потом Бетховен писал:
«Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно; не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших людей каждой эпохи».
Начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».
В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!» После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи, играя в оркестре.
На университетских лекции в Бонне он познакомился с Гайдном и переехал в Вену, чтобы брать у него уроки. Однако Гайдн, найдя музыку Бетховена слишком странной, после нескольких попыток направил Бетховена на занятия к другому учителю. Гайдн тогда написал Бетховену:
«Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам».
Однако Бетховен выбрал себе другого учителя – он занимался у самого Сальери. После известий о революции во Франции Бетховен сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул».
В первые годы жизни в Вене Бетховен прославился как пианист-виртуоз. Его игра поражала слушателей, и именно в Вене были написаны знаменитые сочинения: Лунная соната, Патетическая. Затем появились первая и вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе».
Друзья считали Бетховены добрым человеком, но в то же время характер композитора не отличался благопристойностью – однажды Бетховен отправил своему покровителю Лихновскому письмо:
«Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же — только один!»
В 1796 году Бетховен начал терять слух: у него развивался тиннитус — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединился в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не принесли улучшения, и композитор был близок к самоубийству:
«Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.»
Его друг И. Н. Мельцель, механик, изобретатель метронома, изготовил для него слуховые трубки, которыми Бетховен стал пользоваться.
Известно, что Бетховен давал уроки музыки, среди его учеников выделяется Стефан Брейнинг, который до конца дней оставался преданным другом и помощником композитора. В Вене ученицей Бетховена стала юная графиня Джульетта Гвиччарди. Композитор увлёкся Джульеттой и даже думал о женитьбе. Именно ей он посвятил свою нежную и страстную 14-ю фортепьянную сонату до-диез минор, названную позже «Лунной» (1800—1801).
В 1803—1804 годах в Вене Бетховен в честь кумира целого поколения Наполеона написал Третью симфонию, посвящённую его судьбе и героической деятельности. Но когда композитор понял, что тот презрел идеалы Великой французской революции и объявил себя императором, то назвал свою симфонию «Героической»:
«Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном».
Однажды Бетховен гулял вместе с поэтом Гёте и они встретили императора Франца в окружении его свиты. Гёте пропустил процессию и, как все, склонился в глубоком поклоне, Бетховен же прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.
Глухота отделяла Бетховена от внешнего мир, однако он продолжал сочинять. В 1802-1812 годах Бетховен с особым желанием и рвением писал сонаты. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса. Слава и популярность композитора гремела по всей Европе. Власти, несмотря на его откровенные свободолюбивые мысли, не смели трогать музыканта.
В 1810 году Бетховен написал одно из самых известных музыкальных произведений, которое вошло в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира – «К Элизе», в тональности ля минор. Его лирический и лёгкий грустный настрой был связан с его прогрессией ухудшения слуха и, возможно, посвящён очаровательной Елизавете Алексеевне, российской императрице (супруге Александра), которая находилась в Вене. Перед Рождеством Бетховен, дал концерт для высоких гостей, среди которых находилась Елизавета. Она с огромным удовольствием прослушала выступление и в знак своего благоволения пожаловала композитору двести червонцев.
Последние годы жизни Бетховен состоял в переписке с князем Николаем Борисовичем Голицыным. Князь был известным петербургским виолончелистом, музыкальным критиком, меценатом, активным участником Петербургского филармонического общества и Общества любителей музыки и пропагандистом творчества Бетховена в России. Он покровительствовал Бетховену, и ему композитор посвятил три струнных квартета — Es-dur, op. 127, A-moll, op. 132 и B-dur, op. 130/133 (т. н. голицынские квартеты) и увертюру «Освящение дома» ор. 124. По инициативе Голицына в России (даже раньше, чем в Австрии!) впервые прозвучала «Торжественная месса» Бетховена.
Скончался Бетховен 26 марта 1827 года в Вене, от воспаления легких, похоронен на Центральном кладбище Вены.
Оценить и переоценить влияние Бетховена на мировую культуру невозможно. В честь этого гения по всему миру установлено множество памятников, открыто несколько музеев. Его творчество повлияло на произведения композиторов всех музыкальных эпох.