570 лет назад было создано одно из самых загадочных произведений второго тысячелетия – картина-икона «Богоматерь с младенцем» из Меленского Нотр-Дама
Картина создана ориентировочно в 1451 году в виде диптиха и располагалась в соборе Нотр-Дам города Мелён (под Фонтебло, 45 км от Парижа). Левая створка представляет заказчика картины – государственного деятеля Этьена Шевалье эпохи Карла VII (именно в это время благодаря победам французов под командованием Жанны д’Арк была окончена Столетняя война). Рядом с ним стоит его покровитель святой Стефан (по-французски Этьен, он держит в руке один из каменей, которыми был забит до смерти). Мученик от имени заказчика передаёт прошение Богородице, изображённой на правой створке диптиха.
Изображение правой створки является одним из самых ярких и необычных картин средневековой европейской живописи и похожа на работу скорее декадентствующего художника-сюрреалиста XX века – Филонова или Дали.
Мадонна с младенцем (Нотр Дам) восседает на золотом троне, инкрустированном крупными жемчужинами, который поддерживают ангелы с крыльями. Необычность цветового решения картины состоит в том, что она исполнена в плотных монохромных сине-бело-красных тонах – мистические, даже немного жутковатые красные и синие пятна ангелов, синее небо и бело-серые фигуры девы Марии и Младенца.
Не исключено, что прообразом для Дамы послужила любовница французского короля Карла VII — Аньес (Агнесса) Сорель. Она была записной красавицей и стала подругой и фрейлиной королевы. Аньес была законодательницей мод – считается, что именно она ввела такие новшества, как ношение бриллиантов некоронованными особами, ношение длинного шлейфа и весьма фривольные декольте, обнажающие одну грудь. Её экстравагантное поведение вызывало негодование в обществе, однако ей многое прощалось благодаря покровительству короля. Папа Римский говорил про Агнесс: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете». За свою жизнь она родила королю троих детей.
По другой версии прообразом Дамы стала Катерина, супруга Этьена Шевалье.
Произведение было создано кистью Жана Фуке, одним из лучших художников Франции. Символизм цветовой палитры, передача реального визуального опыта свидетельствует о влиянии на его руку североевропейской живописи, и в большой степени фламандского искусства.