210 лет со дня рождения Чарльза Диккенса. Об авторе выдающихся произведений классической английской литературы «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Николас Никльби», «Дэвид Копперфилд», «Большие надежды» и др. читайте в нашей статье.
Живой человек, лишенный разума, — страшнее, чем мертвец.
Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание.
Литература обязана быть верной народу, обязана страстно и ревностно ратовать за его прогресс, благоденствие и счастье.
Ложь откровенная или уклончивая, высказанная или нет, всегда остается ложью.
Нам дана жизнь с непременным условием храбро защищать ее до последней минуты.
Чарльз Джон Хаффем Диккенс родился 7 февраля 1812 года в Лэндпорте (Портсмут, Англия), в многодетной семье военно-морского чиновника. Учился в школе пастора Уильяма Жиля. Семья жила бедно, в 1824 году отец попал в долговую тюрьму. Мытарства семьи составили достоверные описания картин жизни социально отверженных людей в последующих романах Диккенса.
Систематического образования не получил, работал клерком, стенографом, газетным репортёром.
В 1830 году встретил свою первую любовь — Марию, которая стала прототипом Доры в романе «Дэвид Копперфилд», также их встреча отразилась позже в образе Флоры, невесты главного героя в романе «Крошка Доррит».
В 1836 году женился на Кэтрин Томсон Хогарт, которая стала ему верной женой и родила 10 детей.
Огромный успех к Диккенсу пришёл с выходом в 1837 году «Посмертных записок Пиквикского клуба». Автор всесторонне и благожелательно рассматривал старую Англию, восхищаясь лучшими представителям английской мелкой буржуазии. Эти черты воплощены в добродушнейшем оптимисте, чудаке мистере Пиквике.
В романах «Оливер Твист» (1838), «Николас Никльби» (1839), «Лавка древностей» (1841), «Домби и сын» (1848) Диккенс поэтизировал мир трущоб и нравы их обитателей. Сочувствуя героям, автор выступает как гуманист, утверждая силу добра в человеке, идеал уюта дома, прочности семейных традиций.
В 1850 году вышел его во многом автобиографический роман «Дэвид Копперфилд», в котором выразилась тема восхваления моральных ценностей викторианской Англии и протеста против возрождающегося капитализма. Высоко оценили роман Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Шарлотта Бронте, Вирджиния Вулф.
В 1850-е годы Диккенс стал известным писателем и обеспеченным человеком, современник писал:
«Диккенс был среднего роста. Его природная живость и малопредставительная наружность были причиной того, что он производил на окружающих впечатление человека низкорослого или, во всяком случае, очень миниатюрного сложения. В молодости на его голове была чересчур экстравагантная, даже для той эпохи, шапка каштановых волос, а позже он носил тёмные усы и густую, пышную, тёмную эспаньолку такой оригинальной формы, что она делала его похожим на иностранца».
У Диккенса были свои странности, и позже психологи нашли у него признаки шизофрении. Он нередко впадал в транс, ему являлись видения, находился в состоянии дежавю. Прежде чем нанести на бумагу слово, оно ему сначала отчетливо слышалось. Многие персонажи его романов являлись к нему, и он с ними общался словно наяву. Например, во время работы над «Лавкой древностей», главная героиня романа девочка Нелл «постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от неё на разговор с кем-то из посторонних». А работая над «Мартином Чезлвитом», Диккенс отбивался от миссис Гамп чуть ли не силой. «Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!»
Высоко ценил творчество Диккенса Достоевский, называя его мастером «искусства изображения современной, текущей действительности».
В 1858 году Диккенс развёлся с Кэтрин и сошёлся с юной актрисой Эллен Тернан, их роман продлился до смерти писателя 9 июня 1870 года. Умер в своём доме в Хайэме (Кент, Англия), похоронен в Вестминстерском аббатстве (в Лондоне).
