Давид Бурлюк. 140 лет.
О знаменитом поэте и художнике, отце российского футуризма - читайте в нашей статье
Щастье циника
Весеннее шумящее убранство —
Единый миг… затерянный цветах!
Напрасно зришь живое постоянство
Струящихся, скоротекущих снах.
Изменно всё! И вероломны своды
Тебя сокрывшие от хлада бурь!
Везде, во всём — красивость шаткомоды!
Ах, циник, щастлив ты! Иди и каламбурь!
Давид Давидович Бурлюк родился 21 (9) июля 1882 года на хутор Семиротовка, Харьковская губерния, Российская империя (ныне урочище Бурлюк, Украина) в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Федоровича, управляющего имением графа А. А. Мордвинова. С детства полюбил рисовать, учился в гимназии. В детстве его брат случайно во время игры выбил Давиду глаз и впоследствии он ходил со стеклянным оком, что стало частью его имиджа. В конце XIX – начале XX века учился изобразительным искусствам в Казанском и Одесском художественных училищах, а также в Германии и во Франции.
Первые его стихи вышли в свет в 1899 году.
По возращению в Россию, в 1907—1908 сошёлся с левыми художниками, участвовал в художественных выставках. Стал лидером группы «Венок—Стефанос».
В 1909 году в Италии был опубликован «Манифест футуризма» поэтом Филиппо Маринетти, в котором поэты и живописцы стремились «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры». Это авангардное течение быстро перекинулось на Россию и первыми проповедниками и основателями его стали Давид Бурлюк и его братья. Они искренне верили, что футуризм — это истинное искусство пролетариата. В 1910 г. организовал группу кубофутуристов "Гилея", основанную на сплаве живописи и литературы, на свои деньги устраивал выставки, издавал журнал и книги членов группы. Участвовал и в знаменитом "Бубновом валете".
В 1911—1914 занимался вместе с В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Позже Маяковский вспоминал «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая».
Наезжая в Петербург, Бурлюк знакомился с представителями творческой элиты, участвовал в выставке «Свободной молодёжи» в 1911 году. С февраля 1912 года Маяковский и Бурлюк стали вместе «бороться со старым искусством», в Петербурге вместе выступали на диспуте, устроенном «Союзом молодёжи» — Бурлюк прочитал доклад «Что такое кубизм», Маяковский - «О новейшей русской поэзии», выступали в «Бродячей собаке».
Участник футуристических сборников, в знаменитом манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912) Бурлюк вместе с Маяковским, Хлебниковым и Крученых призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».
В Первую мировую войну Бурлюк, будучи инвалидом по зрению, не подлежал призыву. Жил в Москве, издавал стихи, писал картины.
С 1915 года Бурлюк в Уфимской губернии, в поместье его жены, за два года создал около двухсот картин.
В 1918—1919 годах гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по России, в 1919 году с семьёй обосновался во Владивостоке.
В 1920 эмигрировал в Японию, изучал культуру Востока, написал около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку.
С 1922 года в Нью-Йорке, вращался в просоветски настроенных кругах, написал поэму к 10-летию Октябрьской революции, писал в газету «Русский голос». Свои произведения, которые он издавал вместе с женой Марией переправлял в СССР.
В 1930 году создал эпическое полотно «Ленин и Толстой», изобразив их на пашне, Ленин впрягся в плуг, а Толстой шагает впереди.
С 1930 года в течение десятилетий издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»).
В 1956 году впервые Бурлюки совершили поездку в СССР, во время которой посетили Ленинград, Москву, усадьбу Тургенева Спасское-Лутовиново, Ясную Поляну и Крым, причём поездку полностью оплатил Союз писателей СССР.
«Бросить Толстого с парохода современности» Бурлюк не захотел – всю жизнь он относился ко Льву Николаевичу с огромным пиететом.
В 1965 году Бурлюки снова посещали СССР с целью включения работ в коллекции музеев и издания стихов, но Давиду Давидовичу не удалось напечатать ни строки.
Умер 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк, его прах был развеян над водами Атлантики.
О русский Полифем!
Гармонии стрекало
Твой выжгло глаз,
Музыка сладкая глаза нам разъедала,
Как мыло, и твой мык не слышен был
для нас.
Елена Шварц
Бурлюку посмертно было присвоено звание члена American Academy of Arts and Letters в одном ряду с Леонардом Бернстайном, Генри Миллером, Марселем Дюшаном и другими.
И —
как в гибель дредноута
от душащих спазм
бросаются в разинутый люк —
сквозь свой
до крика разодранный глаз
лез, обезумев, Бурлюк.
Почти окровавив исслезённые веки,
вылез,
встал,
пошёл
и с нежностью, неожиданной в жирном человеке,
взял и сказал:
«Хорошо!»
В. Маяковский, «Облако в штанах»
Картины и рисунки Давида Бурлюка находятся в музеях и частных коллекциях во всём мире, в том числе в Государственном Русском музее в Петербурге.
О Давиде Бурлюке и других звёздах Серебряного века Эклектика рассказывает на своих уникальных авторских экскурсиях:
https://eclectica.ru/catalog/7247/
