150 лет назад во Франции была провозглашена Парижская коммуна, повернувшая ход мировой истории
После заключения перемирия во время Франко-прусской войны во Франции обострились социальные противоречия, в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление 18 марта 1871 года самоуправления, длившегося 72 дня. Во главе Парижской коммуны стояли неоякобинцы, социалисты и анархисты (прудонисты).
Ещё в феврале было сформировано правительство представителя крупной буржуазии Тьера, которое приняло тяжелые для Франции условия договора с немцами о мире. Революционные силы в ответ создали Республиканскую федерацию Национальной гвардии, которую возглавил Центральный Комитет. На это последовала неудачная попытка правительства Тьера обезоружить повстанцев и арестовать членов ЦК. Однако Национальная гвардия заняла казармы, типографию, ратушу, над которыми водрузили красное знамя. Мир был потрясён – впервые власть перешла в руки рабочих, была установлена «диктатура пролетариата».
Парижская коммуна 1871 года на время объединила противоборствующие внутренние силы (марксистские, анархистские) Первого Интернационала, объединились представители разных направлений - французы (Виктор Жаклар, Эжен Варлен и другие), социалисты, эмигранты из разных стран, в том числе из России (Ярослав Домбровский, Елизавета Дмитриева, Анна Корвин-Круковская, Пётр Лавров); многие из них погибли на баррикадах или были расстреляны.
Члены Коммуны разработали реформы, которые должны были улучшить тяжелое положение мелких собственников, рабочих и батраков, но руководство не имело определённой программы, так как сказывались различные социально-политические течения.
Была упразднена постоянная армия (с заменой на вооружённые объединения), было провозглашено отделение церкви от государства, были ликвидированы высокие оклады чиновников и установлены ставки, не превышающие зарплату квалифицированного рабочего.
В своей внешней политике Коммуна заявляла о мире и дружбе между народами, о братстве трудящихся. Воплощением проявления новых принципов стало свержение Вандомской колонны, как символа милитаризма.
Повстанческое возбуждение во Франции не могло не волновать монархов мира, они сознавали, что существующему строю грозит серьезная опасность. Большую озабоченность проявлял российский император Александр II, который проводил тогда прогерманскую политику. В ответ на предложение подавить восстание войсками Бисмарка, Александр II записал: «Это было бы уже полным унижением для этой несчастной Франции...» Не исключено, что под воздействием французских событий он продолжал свои Великие реформы – была осуществлена Образовательная реформа (1871), Военная реформа (1874).
В российской печати наблюдались разные видения на события – официальная пресса говорила о том, что в Париже господствует беззаконность, а газета «Неделя», издававшаяся в Петербурге, за свою либерально-народническую позицию в отношении инсургентов, была закрыта осенью 1871 года.
Однако революция не смогла победить во всей Франции и была подавлена «старорежимными» войсками, что закончилось осуждением свыше 13 тысяч восставших.
После падения Парижской коммуны великий художник И. Репин, путешествующий по Франции, писал:
«Париж кипит жизнью, и везде заметно гораздо большее оживление…, должно быть, дела опять в ход пошли. Все гигантски шагает вперед, везде устраиваются, починяются, украшаются и все изящней и все эффектней». «Французская республика была еще очень молода, и я, живя там в это время, удивлялся полной свободе от всех виз и паспортов, а были еще воочию все действия коммунаров: колонна Вандомская лежала еще в кусках через всю площадь Вандома, Тюильри - в развалинах, городская ратуша - здание такого же великолепия - тоже представляла лишь великолепные живописные руины. Вся страна представляла полную свободу веселья молодой жизни просвещенного народа». «Парижская жизнь теперь на втором взводе, и курок подымают на третий, все живет и шевелится, производит и восхищается. Много было нового хорошего по части нашего искусства». «Мы с Владимиром Васильевичем не пропускали тогда ни одного собрания у социалистов. А 15 мая и мы были в толпе на кладбище Пер-Лашез, у знаменитой стены, где еще так недавно происходил расстрел героев Коммуны. Все были еще полны только что пережитыми страшными событиями. Теперь здесь был большой общественный праздник. Стена эта была щедро украшена букетами красных цветов и имела праздничный вид. Все свободное пространство перед нею оживляли живые толпы беспрерывно подходивших сюда группами, с огромными букетами красных цветов. <...> Публика все прибывала, и высокая стена сплошь украсилась цветами - краснела и краснела до красноты персидского ковра. Не теряя времени, я в бывшем со мной дорожном альбоме зарисовал всю эту сцену. Вернувшись к себе в отель, я под свежим впечатлением несколько дней писал масляными красками свою картинку».
Такова история создания его работы «Годовой поминальный митинг у Стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже».
В СССР и других странах соцлагеря Парижская коммуна стала одним из важнейших символов государственной пропаганды. В честь этого события в СССР называли населённые пункты, улицы, предприятия, снимались фильмы. В 1921 году линкор ««Севастополь», заложенный на Балтийском заводе в Петербурге и участвовавший в Первой мировой войне на Балтийском флоте, был наименован «Парижской коммуной».