Одно из важнейших архитектурных доминант Невского проспекта является один из символов Петербурга - Дом компании "Зингер" - Дом книги.
Здание выполнено для дома американской компании «Зингер», созданный по проекту архитектора П.Ю. Сюзора в 1902-1904 гг. Общественный деятель, педагог, тайный советник, граф де Сюзор известен в нашем городе, в первую очередь, как архитектор, верный консервативным традициям Академии художеств и высоко несущий академический флаг эклектики. Но здесь, идя навстречу новым требованиям заокеанских заказчиков, которым хотелось получить такого именитого архитектора, он поступился своими принципами и создал выдающееся произведение не только по отношению к своему собственному творчеству, но и для петербургского зодчества в целом (хотя некоторые предполагают, что к созданию облика в стиле модерн он привлёк к работе другого архитектора; кстати, в строительстве здания проходил практику поборник нового стиля М. Перетяткович).
Конечно, руководство компании хотело бы здесь построить небоскрёб, или, как минимум, высотку (как было в случае с головным офисом в Нью-Йорке), но петербургские болотистые почвы и закон, не позволяющий строить выше Зимнего дворца, умерили аппетиты заказчиков.
Во многих путеводителях дом причисляется к модерну, однако в архитектурном решении фасадов здания можно увидеть черты как поздней рационалистической эклектики с использованием элементов ренессанса и барокко, так и раннего модерна. Металлический каркас с заполнением кирпичом позволил увеличить размеры окон - тогда это был новаторский прием, и каркасная конструкция предопределила четкую ритмичность и крупный масштаб композиции. Сюзор изначально использовал проект американского архитектора компании Зингер Э. Флэгга, но существенно его переработал. Также он ориентировался на более ранний образец этого переходного стиля – подобные приёмы смешения эклектики и модерна с увенчанием здания гигантским глобусом он видел на изображениях универмага «TITZ» в Берлине. Кстати, стоит заметить, что и Флэгг и Сюзор были поборниками французского варианта эклектики – боз-ар (beaux arts – изящные искусства).
Декор в стиле модерн, одетый на эклектическое в целом здание полон символизма. Здание обильно украшают растительные орнаменты, «удары бича», светильники из вырастающих из цветов дракончиков; полуобнажённые валькирии – одна с жезлом Меркурия (аллегория торговли), другая с веретеном и швейной машинкой (аллегория портновского искусства). На куполе восседает американский орёл, неоднозначно утверждающий, кто здесь главный.
Сооружение акцентировано заметной издалека башней-фонарём со светящимся стеклянным глобусом с названием фирмы “SINGER”, который поддерживают нимфы. Эта башня в своё время вызывала споры – уж слишком её современный вид конкурировал с куполом Казанского собора, расположенного напротив.
Интерьеры здания являются одним из лучших примеров цельности архитектуры интерьеров эпохи модерна. Посетителя поражают роскошные дубовые рамы и двери, медная резная фурнитура на окнах, сусальное золото и каррарский мрамор. Здесь можно погулять по удивительно красивым просторным залам, посетить затейливую парадную лестницу, сохранившиеся лифты, атриум, сделанный из внутреннего двора здания, подняться по сохранившейся парадной лестнице на верхние этажи. Также можно подняться на крышу, и посетить смотровую площадку, откуда открывается потрясающий вид на Петербург.