В районе Семенцов на месте бывшей территории рот Семёновского полка в конце XIX- начале XX века начали, как грибы после дождя, расти доходные дома в стиле модерн. Среди этих домов на углу Клинского проспекта, 17 и Серпуховской улицы выделяется здание, украшенный малиновым кирпичом, увенчанное башенками и фронтонами-щипцами. Своей динамичностью, живописностью, яркими красками здание является смысловой доминантой всего района Семенцы.
В районе Семенцов на месте бывшей территории рот Семёновского полка в конце XIX- начале XX века начали, как грибы после дождя, расти доходные дома в стиле модерн. Среди этих домов на углу Клинского проспекта, 17 и Серпуховской улицы выделяется здание, украшенный малиновым кирпичом, увенчанное башенками и фронтонами-щипцами. Своей динамичностью, живописностью, яркими красками здание является смысловой доминантой всего района Семенцы.
Как известно, улицы в Семенцах получали наименование по уездным городам Московской губернии, для этого даже здесь поселили балерину, пустым словам которой верить, как известно, нельзя! В 1857 года Клинскому проспекту дано современное название, Серпуховская получила название по городу Серпухову.
Этот доходный дом был построен в 1912-1913 годах для собственного пользования по собственному проекту гражданским инженером Алексеем Александровичем Захаровым. Для себя он устроил рядом, в смежном доме, квартиру и мастерскую.
А. А. Захаров происходил из рода крестьян Захаровых, владевших с екатерининских времён кирпичными заводами на реке Ижора. Основав пять кирпичных предприятий, Захаровы вошли в 1-ю купеческую гильдию и были причислены за благотворительность к потомственным почётным гражданам. А. А. Захаров стал совладельцем кирпичного завода «Наследники А. В. Захарова». В 1907 году окончил Петербургский институт гражданских инженеров и приступил к строительной практике, сначала робко, делая незначительные перестройки. Самостоятельными крупными произведениями Захарова, где он заявил о себе, как о серьёзном архитекторе эпохи модерна, стали доходный дом М. В. Захарова на Кирочной улице, доходный дом М. Ф. Трифахина (Гаванская ул., 4). Работал архитектором страховых обществ, в управлении военно-морского духовенства в Петербурге. Также заметным явлением в архитектуре стала Преображенская церковь в Тярлево (1912—1914, совместно с Н. Л. Рклицким). В 1913 году уехал для участия в конкурсе в Англию, а затем в США для изучения новых строительных технологий. Бо́льшую часть жизни прожил в США, где работал архитектором. Умер в Чикаго, но, по завещанию похоронен в Усть-Ижоре, рядом с другими представителями рода. Часть средств завещал на создание молодёжного спорт комплекса в Усть-Ижоре.
Дом на Клинском проспекте своим разнообразием красок и отделочных материалов можно отнести к северному модерну. Как и положено этому стилю, дом, как из скалы, вырастает своим мощным гранитным, грубо рустованным цоколем. На «скале» вырезаны типичные знаки северной природы – ёлочки, или можжевельники. Также встречаются вставки с рельефами оленей.
Дом акцентирован башней в средневековом духе, напоминая нам о корнях северного модерна. Также интересно понаблюдать за ритмом «средневековых» колонок, расположенных на разных высотах поодиночке и группками. Асимметрично расположенные вертикали эркеров, покрытые коричневатой штукатуркой, сильно оживляют дом, создавая некоторую напряжённость архитектурных масс.
Особенно дом выделяется своей цветовой гаммой – малиновым глазурованным кирпичом и майоликовыми и керамическими вставками, созданными в мастерской П. К. Ваулина. Гладь щипцов украшена свободно расположенными, не в вставках, пышными букетами цветов, что стало редким примером живого сплава архитектуры и скульптурного убранства.
При входе в парадную можно увидеть надпись "Построен в 1913 году гр .инж. А. Захаровымъ".
Интерьеры дома по живописности не уступают экстерьеру. В вестибюле входящих встречает камин с павлинами, созданный, вероятно, по эскизам самого художника А. Я. Головина. Сохранились в окнах витражи с цветами, майоликовые вставки, перила лестницы и даже ручки дверей.
В предреволюционные годы в этом престижном доме сдавались квартиры для состоятельных граждан. В одной из квартир находились ясли Московско-(Забалканско)-Нарвского отделения благотворительного Общества попечения о бедных и больных детях. Поскольку дом столь импозантен и сказочен, можно предположить, что именно в нём жила та самая Балерина!
Дом включён в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность".
Увидеть этот удивительный дом, а также другие любопытные, но малоизвестные дома, можно на нашей экскурсии "Архипелаг Модерна. Вдали от пешеходных троп. Часть 3".
https://eclectica.ru/catalog/7359/
А также здесь:
https://eclectica.ru/catalog/6709/
